80% россиян поддерживают необходимость развития электронного правительства и электронной демократии в стране
Экспертный центр электронного государства и Всероссийский центр изучения общественного мнения подвели итоги первого всероссийского социологического опроса о необходимости развития в стране электронного правительства и электронной демократии. В социологическом исследовании приняло участие 3200 человек из 146 населенных пунктов 42 субъектах Российской Федерации. Им было предложено оценить текущее состояние электронного правительства и электронной демократии в России, а также дать оценку жизнеспособности, востребованности и полезности этих инструментов в нашей стране.
Большинству опрошенных очевидны достоинства Электронного правительства: «это удобно», дает возможность всегда иметь под рукой доступный электронный источник информации о работе государственных органов. Многие осознают возможности экономии времени за счет электронного формата госуслуг и называют технологии Электронного правительства необходимым требованием времени в современном мире. Жители столиц (21%) и средних городов (16%) отмечают малое количество услуг, за которыми можно обратиться через интернет. Молодые люди также отмечают нехватку ассортимента электронных услуг (до 18% среди 18-24-летних) – фактически можно говорить о наличии запроса к государству по развитию данной сферы.
«За очень короткие сроки были получены впечатляющие результаты в реализации проекта электронного правительства, — заметил руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов. — Самое важное теперь – не утерять эту динамику. Тот факт, что почти 80% населения приветствует создание и развитие механизмов электронного правительства и электронной демократии говорит сам за себя».
Наиболее важные сферы, в которых инструменты Электронного правительства необходимы, это ЖКХ (71% от числа опрошенных), здравоохранение (58%), социальная поддержка граждан (50%), вопросы правопорядка и безопасности (46%), транспортные проблемы (45%), занятость населения (42%), образование (42%), регистрация актов гражданского состояния (37%), экология (36%). Только 6% опрошенных ответили, что электронное правительство не решает никаких проблем. О существовании Единого портала государственных и муниципальных услуг информировано более половины населения (59%). Максимальную известность портал имеет среди жителей столиц (74%). 21% опрошенных обращались на Единый портал за электронными услугами, подавляющее большинство (80% обращавшихся) довольно результатом.
Сторонники развития технологий Электронной демократии (35%-поддерживают и 45% — скорее поддерживают) рассматривают ее как новый способ для развития обратной связи от общества к государству. Развитие Электронной демократии, по мнению россиян, призвано создать возможность вносить предложения и предъявлять претензии к работе чиновников. Немногочисленные противники идеи, в основном, встречаются среди людей пенсионного возраста, а также среди тех, кто вообще никогда не пользовался Интернетом. Приведём несколько цифр, иллюстрирующих мнения россиян по поводу электронного правительства и электронной демократии:
Скажите, Вы лично ранее слышали/ встречали где-либо термин «Электронное Правительство» / «Электронная Демократия»? (закрытый вопрос, один ответ, % респондентов) |
||
|
Электронное Правительство |
Электронная Демократия |
Да, неоднократно слышал (а) этот термин, он «на слуху» |
19 |
4 |
Где-то слышал, но это единичные случаи |
30 |
18 |
Нет, впервые слышу этот термин |
51 |
78 |
Вы лично в целом поддерживаете или не поддерживаете идею создания в России Электронного правительства / Электронной демократии? (закрытый вопрос, один ответ, % респондентов) |
||
|
Электронное Правительство |
Электронная Демократия |
Полностью поддерживаю |
36 |
35 |
Скорее поддерживаю |
43 |
45 |
Скорее не поддерживаю |
9 |
9 |
Полностью не поддерживаю |
5 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
7 |
Какое из перечисленных преимуществ электронных госуслуг является наиболее важным лично для Вас? (закрытый вопрос, один ответ, % респондентов) |
|
Возможность не стоять в очереди |
41 |
Сокращение времени предоставления госуслуги |
28 |
Возможность не общаться с чиновником |
10 |
Возможность не носить справки в органы власти |
10 |
Другое |
4 |
Не вижу никаких плюсов |
6 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Знаете ли Вы или слышали что-либо о портале «Госуслуги» (gosuslugi.ru)? (закрытый вопрос, один ответ, % респондентов) |
|
Да хорошо, знаю о нем |
17 |
Что-то слышал(а) |
42 |
Впервые слышу |
41 |
Вы лично получали какие-либо услуги на этом сайте (gosuslugi.ru)? Если, да, скажите, в целом Вы остались довольны или недовольны результатом? (закрытый вопрос, один ответ, % респондентов) |
|
Получал(а), доволен результатом |
17 |
Получал(а), недоволен результатом |
4 |
Не получал(а) |
79 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Какие механизмы Электронной демократии для Вас имеют наибольшую ценность? (закрытый вопрос, один ответ, % респондентов) |
|
Возможность отслеживать работу органов власти |
39 |
Возможность подачи собственной инициативы |
21 |
Возможность участвовать в обсуждении законодательных инициатив |
19 |
Никакие – мне это все не интересно |
15 |
Другое |
1 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Подробную информацию о результатах опроса смотрите здесь: Результаты опроса