История «анонимной» соцсети

Whisper – один из относительно новых калифорнийских стартапов. Новизна в том, в частности, что базируется компания не в Сан-Франциско, а в Лос-Анжелесе, подальше от Долины, в одном из принадлежавших прежде Голливуду зданий. Проект – анонимная социальная сеть.

Анонимная по-настоящему, без дураков, как и все, что производится в Голливуде. Регистрируетесь под псевдонимом, и пишете, что вздумается. Что собираетесь бросить своего парня, но не станете бросать его до Рождества – пусть он сделает сначала подарок. Или что любите печенье. Или «ненавижу долбанную школу, снег и холод, хочу в нирвану». Или вот ещё, отечественное: «Работа, работа, уйди на Федота». Каждый текст сопровождается картинкой, которую можно сделать камерой смартфона.

Не впечатляет? Ну, что поделать. Ничего интереснее не нашлось. Сообщения подлинные. На русском мало, но если привязаться к месту (сервис предполагает геопозиционирование смартфона или планшета по IP-адресу), может, в радиусе двух-трех миль и найдутся. Точнее местонахождения автора сообщения другим пользователям не сообщается, анонимность же, не забывайте.

Разработчики полагают, что сервис – технологическая платформа для правды. В Facebook или Twitter не всякий признается в нетрадиционной сексуальной ориентации или клептомании, потому что из этих социальных сетей у каждого есть шлюз в реальный мир, когда пишешь, надо думать о репутации, а здесь – пожалуйста, говори что хочешь, такое вот огромное преимущество.

Анонимность не исключает цензуры – распространять порно, предлагать наркотики и изливать\провоцировать ненависть нельзя. На сей счет есть фильтры и модераторы. А тех пользователей, кто проявил склонность к суициду, переадресуют на горячую линию психологической поддержки.

Ноль технологических инноваций. Бесполезный, в буквальном смысле, сервис, однако же более чем с двумя миллионам ежедневных сообщений. Посетителей, желающих заглянуть в зоопарк анонимных признаний, еще больше, и им можно демонстрировать рекламу (сейчас это преимущественно реклама каких-то онлайн-игрушек), на чем и зарабатывать. В целом проект представляет собой нечто такое, что многим нашим «стартаперам» (читай – соискателям венчурных денег) видится образцом для подражания.

Несколько неожиданная польза от Whisper тем не менее получилась: сервис, главной особенностью которого была анонимность, продемонстрировал, чего стоит эта анонимность на деле.

Осенью Whisper заинтересовалась английская газета The Guardian, корреспонденту которой владельцы неосмотрительно предоставили доступ к серверной части. Журналисты обнаружили, во-первых, что пароль для этого доступа «экстремально прост». Во-вторых, с помощью экстремально простого пароля открылся большой массив текстов и изображений, привязанных к месту (довольно точно, идентифицировать штаб-квартиру Агентства национальной безопасности в штате Мэриленд и ЦРУ в Лэнгли, во всяком случае, не проблема) и времени. Сообщение «Аллах акбар» (Gardian приводит такой пример), отправленное с базы ВВС США в Неваде, формально за рамки пользовательского соглашения, гарантирующего анонимность, не выходит.

Оно вместе с другими хранится на сервере Whisper. Отследить цепочки сообщений одного пользователя нельзя – такой функции формально нет, но на деле возможно, поскольку вся информация для этого есть и может быть систематизирована.

Зачем это Whisper? Например, чтобы демонстрировать адресную рекламу. Географическая привязка дает возможность это сделать. Если человек проводит все дни в университетском кампусе, он, скорее всего, студент, а если на базе морских пехотинцев, то, возможно, он морской пехотинец и есть. Такое применение персональных данных анонимщиков еще можно как-то оправдать тем, что данные эти обезличены.

Но не рекламой единой. Скандал состоялся из-за того, что администрация Whisper попыталась повысить популярность сервиса, продвигая наиболее интересные сообщения анонимных пользователей в категории «Популярное» и действуя, таким образом, как СМИ. При этом для проверки достоверности продвигаемых сообщений их авторы отслеживались — прежде всего, по времени и месту пребывания, да так тщательно, что фактически их анонимность нарушалась теми, кто ее гарантировал и, по сути, предлагал в качестве товара.

The Guardian посвятила истории не одну статью, но добилась единственно изменения пользовательского соглашения Whisper, которое, впрочем, никто при загрузке приложения на смартфон или планшет не читал и не читает. Сервис работает как ни в чем ни бывало и доступен на всех трех наиболее популярных мобильных операционных системах – Android, iOS, Windows Phone. Пользуйтесь, но имейте в виду – лишить вас анонимности тем проще, чем больше сообщений вы оставите, или даже просто почитаете, что пишут другие наивные анонимщики.

Скриншоты приложения Wisper  для iPhone
Скриншоты приложения Wisper для iPhone
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: