Whisper – один из относительно новых калифорнийских стартапов. Новизна в том, в частности, что базируется компания не в Сан-Франциско, а в Лос-Анжелесе, подальше от Долины, в одном из принадлежавших прежде Голливуду зданий. Проект – анонимная социальная сеть.
Анонимная по-настоящему, без дураков, как и все, что производится в Голливуде. Регистрируетесь под псевдонимом, и пишете, что вздумается. Что собираетесь бросить своего парня, но не станете бросать его до Рождества – пусть он сделает сначала подарок. Или что любите печенье. Или «ненавижу долбанную школу, снег и холод, хочу в нирвану». Или вот ещё, отечественное: «Работа, работа, уйди на Федота». Каждый текст сопровождается картинкой, которую можно сделать камерой смартфона.
Не впечатляет? Ну, что поделать. Ничего интереснее не нашлось. Сообщения подлинные. На русском мало, но если привязаться к месту (сервис предполагает геопозиционирование смартфона или планшета по IP-адресу), может, в радиусе двух-трех миль и найдутся. Точнее местонахождения автора сообщения другим пользователям не сообщается, анонимность же, не забывайте.
Разработчики полагают, что сервис – технологическая платформа для правды. В Facebook или Twitter не всякий признается в нетрадиционной сексуальной ориентации или клептомании, потому что из этих социальных сетей у каждого есть шлюз в реальный мир, когда пишешь, надо думать о репутации, а здесь – пожалуйста, говори что хочешь, такое вот огромное преимущество.
Анонимность не исключает цензуры – распространять порно, предлагать наркотики и изливать\провоцировать ненависть нельзя. На сей счет есть фильтры и модераторы. А тех пользователей, кто проявил склонность к суициду, переадресуют на горячую линию психологической поддержки.
Ноль технологических инноваций. Бесполезный, в буквальном смысле, сервис, однако же более чем с двумя миллионам ежедневных сообщений. Посетителей, желающих заглянуть в зоопарк анонимных признаний, еще больше, и им можно демонстрировать рекламу (сейчас это преимущественно реклама каких-то онлайн-игрушек), на чем и зарабатывать. В целом проект представляет собой нечто такое, что многим нашим «стартаперам» (читай – соискателям венчурных денег) видится образцом для подражания.
Несколько неожиданная польза от Whisper тем не менее получилась: сервис, главной особенностью которого была анонимность, продемонстрировал, чего стоит эта анонимность на деле.
Осенью Whisper заинтересовалась английская газета The Guardian, корреспонденту которой владельцы неосмотрительно предоставили доступ к серверной части. Журналисты обнаружили, во-первых, что пароль для этого доступа «экстремально прост». Во-вторых, с помощью экстремально простого пароля открылся большой массив текстов и изображений, привязанных к месту (довольно точно, идентифицировать штаб-квартиру Агентства национальной безопасности в штате Мэриленд и ЦРУ в Лэнгли, во всяком случае, не проблема) и времени. Сообщение «Аллах акбар» (Gardian приводит такой пример), отправленное с базы ВВС США в Неваде, формально за рамки пользовательского соглашения, гарантирующего анонимность, не выходит.
Оно вместе с другими хранится на сервере Whisper. Отследить цепочки сообщений одного пользователя нельзя – такой функции формально нет, но на деле возможно, поскольку вся информация для этого есть и может быть систематизирована.
Зачем это Whisper? Например, чтобы демонстрировать адресную рекламу. Географическая привязка дает возможность это сделать. Если человек проводит все дни в университетском кампусе, он, скорее всего, студент, а если на базе морских пехотинцев, то, возможно, он морской пехотинец и есть. Такое применение персональных данных анонимщиков еще можно как-то оправдать тем, что данные эти обезличены.
Но не рекламой единой. Скандал состоялся из-за того, что администрация Whisper попыталась повысить популярность сервиса, продвигая наиболее интересные сообщения анонимных пользователей в категории «Популярное» и действуя, таким образом, как СМИ. При этом для проверки достоверности продвигаемых сообщений их авторы отслеживались — прежде всего, по времени и месту пребывания, да так тщательно, что фактически их анонимность нарушалась теми, кто ее гарантировал и, по сути, предлагал в качестве товара.
The Guardian посвятила истории не одну статью, но добилась единственно изменения пользовательского соглашения Whisper, которое, впрочем, никто при загрузке приложения на смартфон или планшет не читал и не читает. Сервис работает как ни в чем ни бывало и доступен на всех трех наиболее популярных мобильных операционных системах – Android, iOS, Windows Phone. Пользуйтесь, но имейте в виду – лишить вас анонимности тем проще, чем больше сообщений вы оставите, или даже просто почитаете, что пишут другие наивные анонимщики.
