Искусственный интеллект и синдром отложенной жизни

1633

Об авторе: Илья Веригин, директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг»

С 2021 года в РФ действует федеральный проект «Искусственный интеллект», пошаговый план действий для реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030. За четыре года в рамках проекта планируется внедрить ИИ-решения в деятельность федеральных министерств и ведомств. Но если посмотреть неофициальную статистику, внедрять ИИ-решения ведомства не торопятся. О них в основном говорят: ИИ связывают не с базовыми проектами цифровой трансформации, а со сценариями развития. Вот дадут денег, тогда заживём, тогда внедрим, тогда автоматизируем…

Почему так происходит? Самый простой ответ – чиновники не понимают реальных возможностей технологии и не видят в госуправлении бизнес-процессов, где можно её применить.

Ещё один момент – магическое мышление. Ведомство реально ожидает, что объявит закупку и сразу получит готовое решение, позволяющее полностью заменить рутинный человеческий труд на машинный. Когда в ответ слышат – это невозможно, энтузиазм гаснет на глазах.

Самое смешное: нельзя сказать, что чиновники неправы. Это мышление сформировано в том числе законодательством о госзакупках. Согласно букве закона, закупаемый продукт обладает строго определёнными характеристиками. А работа с ИИ – это всегда проверка гипотез и чисто математическая вероятность, что решение система примет неверно. Это существенное психологическое ограничение нужно уметь описать в документации на закупку.

Таким образом, проблема с внедрением ИИ-решений – вовсе не проблема финансирования.

Как применять ИИ в госуправлении – не самая очевидная вещь. Вот, например, классифицировать изображения МРТ с целью повысить качество диагностики отдельных видов рака – понятный процесс. Распознавание автомобильных номеров в потоке или распознавание и оплата по лицу – тоже осязаемо. Оцифровка документов и последующее наполнение государственной информационной системы – тоже хорошо. Но как применять ИИ в госуправлении, где существует набор действий, которые выполняет чиновник, и решений, который он принимает?

Первым шагом стала концепция реестровой модели госуслуг – методика межведомственного обмена информацией без участия человека, – возможность получать проверенную информацию о гражданах и их правах без лишней визы со стороны чиновника. Таким образом, например, в период пандемии были автоматически назначены выплаты семьям с детьми. Правительство получило всю необходимую информацию из свежесформированного на тот момент электронного реестра данных о гражданах – ЕГР ЗАГС (участие в его подготовке принимала и наша компания).

Логично сделать и следующий шаг – не просто автоматически получать информацию, но и выносить некие решения, то есть фактически создавать новые права и новые знания о субъекте. Казалось бы, в этом и есть предназначение ИИ.

Трудности вскрылись на этапе проработки проектов: чтобы принимать «решения» ИИ должен «уметь» применить знания законодательства в частном случае, учитывая множество переменных. То есть его надо не только обучить, но и передать ему опыт применения знаний.

Важно отметить, что ИИ не может придумать что-то сверх того опыта, который ему передали. Он не может рассмотреть нестандартную ситуацию, не принимает решения сам, опираясь на Конституцию и свод законов РФ. Он не сможет проявить себя как опытный работник. ИИ – функциональный инструмент, который может работать по определённому регламенту. Он нужен там, где необходимо автоматизировать массовые рутинные практики, стандартизированные повторяющиеся задачи.

Например, в МФЦ, где оказывают более 250 госуслуг, каждый новый сотрудник должен изучить колоссальный объём регламентов. Это процесс постепенный: сначала осваивают самые простые услуги, через три месяца сложность работы нарастает, профессиональный кругозор расширяется постепенно. Самые сложные услуги оказывают старшие специалисты.

Как здесь применить ИИ? Ответ: по такому же принципу. Обучать его постепенно.

Пример – недавний опыт Росреестра по внедрению цифрового помощника регистратора на базе ИИ. Пилотное тестирование системы недавно началось в Великом Новгороде. Подтверждена её работоспособность. На первых этапах ИИ занимается наиболее простыми и распространёнными рутинными вещами: учится «читать» и различать текст договора и доверенностей при купле-продаже недвижимости и при постановке объектов на кадастровый учёт. Начальная задача – частично автоматизировать большой перечень рутинных проверок, которые приходится выполнять госрегистраторам. Например, ещё на этапе приёма гражданина в МФЦ ИИ распознаёт скан-образы документов и способен подсказать специалисту, что не хватает какого-то документа или что нужно обратить внимание на какой-то фактор. На основании распознанных документов система формирует заявление на регистрацию сделки. Это базовые, но трудоёмкие процедуры, в которых людям и нужна помощь. А уже в течение трёх лет ожидается, что цифровой помощник вырастет профессионально и начнёт выдавать близкие к ста процентам достоверности решения.

Показательно, что ИИ первым внедряет то ведомство, где есть большая потребность в автоматизации большого количества рутинных процедур. К слову, объём услуг Росреестра составляет около 50% объёма всех услуг, которые приходятся на МФЦ. Отметим, что этот этап цифровой трансформации ведомство осуществляет на базе отечественных технологий. Росреестр фактически первым из участников системы госзакупок пошёл не по пути приобретения готового решения, а по пути разработки собственного нейросетевого сервиса для граждан.

Ещё отметим, что на законодательном уровне до сих пор никак не прописана юридическая ответственность ИИ-систем – финальное решение может принимать только человек. Поэтому до сих пор речь идёт о цифровых помощниках на базе нейросетей – информационно-аналитических системах, которые могут автоматизировать часть процедур, но не могут заменить человека. В идеале такие системы должны формировать настолько квалифицированное мнение, что человек-специалист с ним, как правило, согласится. Сегодня это безальтернативный сценарий развития, и в этом ещё одна причина, по которой при внедрении ИИ-систем совершенно необходима постепенность и поэтапность.

Приведём аналогию из иной предметной области. Явление, когда человек сам себе мешает получать удовольствие в настоящем, психологи называют «синдром отложенной жизни». Например, кто-то откладывает личную жизнь до того, как построит карьеру, или всё время копит на что-то с мыслью, что вот наступит момент и тогда-то он заживёт. Результат – постоянная неудовлетворённость сегодняшним днём. Для преодоления синдрома психологи рекомендует отмечать ежедневные маленькие достижения и радоваться каждому из них.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: