Национальный комитет безопасности на транспорте США (National Transportation Safety Board, NTSB) 16 декабря опубликовал отчет о расследовании крушения экспериментального дрона Facebook, Aquila, разработанного для обеспечения доступом к Интернету на труднодоступных территориях. Причиной аварии указан сильный ветер, приведший к поломке крыла.
Расследование показало, что в момент подготовки дрона к приземлению резкий и сильный порыв ветра сбил его с курса. Автопилот попытался скорректировать отклонение, увеличив скорость, что было безнадёжно. Скорость ветра у земли на тот момент оценивалась в 10 узлов (более 5 м/с), на высоте полета Aquila – в 12-18 узлов (6-9 м/с), в то время как ограничение скорости БПЛА — 7 узлов (3,6 м/с). Из-за возникшей турбулентности аппарат изменил крен, курс и скорость, одно крыло не выдержало и сломалось. Никто не пострадал.
Напомним, пробный запуск Aquila состоялся 28 июня в штате Юма, США. Руководитель Facebook Марк Цукерберг, присутствовавший при запуске, описывал его как «необычайно успешный». По его словам, полет продлился 96 минут вместо запланированных 30 и позволил собрать массу информации о беспилотнике и его работе. Из отчета NTSB можно сделать вывод, что если бы время полета не было увеличено, аварии скорее всего не произошло бы, так как в запланированные сроки нахождения дрона в воздухе ветер был умеренный. Несколько экспертов высказали мнение, что команда могла бы безопасно посадить дрон, дождавшись, когда стихнет ветер, но решила «произвести впечатление на начальство».
Издание The Verge приводит слова Яэля Магвайра (Yael Maguire), руководившего разработкой программного обеспечения для Aquila. Он отмечает, что в тысяче компьютерных имитаций, проведенных в процессе работы, сила ветра никогда не достигала той, с которой столкнулся дрон в Юме. Таких скоростей разработчики не учитывали. Магвайр добавил, что беспилотник вообще не был оптимизирован для посадки, поскольку его задача — находиться в автономном полете в течение 90 дней. Они подозревали, что посадка может стать «слабым местом» устройства, и были готовы, что Aquila получит серьезные повреждения, исключающие новое использование этого конкретного прототипа.
После пробного полета Facebook официально заявила, что дрон пока не готов летать над населенными территориями.
Aquila разработан, чтобы оставаться в воздухе по нескольку месяцев, используя солнечную энергию для питания батарей. Высота его полета – более 18 километров. Дрон будет оснащен некоей лазерной системой, которая может передавать данные в 10 раз быстрее, чем технологии, применяющиеся сейчас, обещала Facebook ранее.
Инцидент с Aquila — уже второй случай аварии с участием беспилотного летательного аппарата, разработанного для длительного автономного полета в качестве экономичного аналога спутника связи. 1 мая 2015 года дрон компании Alphabet («дочкой» которой является Google) под названием Solara 50 потерпел крушение, потеряв управление при пролете над восходящим потоком теплого воздуха, по данным NTSB.
Как писал D-Russia.ru, правила использования малых беспилотных летающих аппаратов (дронов) частными лицами и компаниями в коммерческих целях были представлены Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) в июне 2016 года. Они относятся к БПЛА весом до 25 кг. Правила для тяжелых беспилотников пока не разработаны.