Об авторе: Пётр Городецкий, директор по консалтингу и аналитике, «СТРИМ Консалтинг»
Одним из основных выводов наших предыдущих выступлений стало отставание отечественных IT-решений по качеству и функциональности от западных «ушедших» конкурентов. Что в принципе выглядит очевидным, так как российские вендоры находятся только в начале пути импортозамещения («тепличное» импортозамещение периода 2014–2022 годов я бы всё-таки не учитывал) и на этом этапе набивают шишки.
Тем не менее мы решили поинтересоваться непосредственно у заказчиков, что же, по их мнению, мешает отечественным поставщикам производить и поставлять качественные продукты? Совместно с нашим партнером BCGroup мы провели опрос среди IT-директоров организаций крупного и среднего бизнеса, а также федеральных и региональных органов власти (всего 329 респондентов). Был задан единственный вопрос «Что, по вашему мнению мешает, отечественным вендорам (программное обеспечение и оборудование) производить качественные и функциональные продукты?» и предложены варианты ответов, которые предлагалось оценить по пятибалльной шкале (см. диаграмму)
Основными проблемами поставщиков заказчики видят дефицит квалифицированных управленческих кадров, отсутствие желания компаний-поставщиков меняться изнутри, а также ограниченный доступ к лучшим международным практикам.
Итоги опроса мне кажутся логичными.
К примеру, что касается дефицита управленческих кадров. Дефицит кадров вообще в отечественной IT-отрасли и не только давно уже стал притчей во языцех. Многие говорят, что стране не хватает квалифицированных IT-специалистов, программистов и советуют их усиленно готовить всеми доступными способами. Однако этими специалистами кто-то должен управлять, мотивировать, давать им технические задания исходя из целей поставщика, потребности рынка, а также качества предлагаемого рынку IT-продукта: функциональности, эргономичности и так далее. Сам программист, какой бы он ни был продвинутый, эти задачи решить не сможет. Всё здесь идет «от головы», а именно от грамотного управления и поставленных бизнес-задач.
Вспоминаются примеры из футбола (футбольные кейсы вообще можно считать концентрированной парадигмой жизни), когда в середине нулевых олигарх Федорычев за большие деньги скупил для московского «Динамо» половину сборной Португалии (вице-чемпиона Европы 2004 года), однако «Динамо» это не помогло. Жуткие проблемы в управлении привели к тому, что первый сезон после громких приобретений «Динамо» закончило в середине турнирной таблицы, а годом позже вообще чуть не вылетело из РПЛ. После чего португальские звёзды со скандалом разбежались.
Если проецировать динамовский кейс на отечественную IT-отрасль, то отсутствие грамотного управления процессами на высшем уровне корпоративного руководства приведёт к тому, что, даже если страна вложится в воспитание «звёзд» отечественного программирования, они в итоге без должной мотивации разбегутся по силиконовым (кремниевым – ред.) долинам. Конечно, проще всего потом на них повесить ярлык «предателей» и «релокантов», но, может, всё-таки постараться в консерватории что-то поменять, чтобы в итоге страна не тратила бюджетные деньги на подготовку кадров для геополитических противников.
Вторая проблема, – отсутствие желания меняться и ликвидировать внутренние проблемы развития компании, – логически проистекает из первого фактора. Политическая воля к переменам должна исходить именно от высшего руководства: пересмотр и оптимизация внутренних процессов, качественно новые подходы к функции маркетинга, развитие продуктовых направлений, ликвидация внутренних барьеров – это основные шаги для улучшения качества и функциональности итогового продукта. К сожалению, не все отечественные поставщики пока осознают важность данных изменений.
Основной причиной этого видится прежде всего упование поставщиков на политический фактор импортозамещения. Действительно, сейчас заказчик, особенно из госкорпораций, думает больше о готовности к 2025 году, чтобы его не наказали по государственной линии, а не о том, чтобы всё работало как следует. Соответственно, фактор функциональности отечественных IT-продуктов для многих отходит на второй план. Однако вес политических обстоятельств внезапно может стать ничтожным. Следовательно, к функциональной стороне вопроса и поставщикам, и заказчикам нужно готовиться заблаговременно.
Ограничение доступа к международным практикам по мнению заказчиков является третьим по значимости фактором, который мешает российским IT-вендорам предоставлять рынку качественные решения. Действительно, до начала СВО в России присутствовал ряд достойных зарубежных организаций, помогающих российским компаниям успешно применять лучшие зарубежные практики, — это и Gartner, и IDC, не говоря уже о представителях «большой четвёрки» (Deloitte, PWC, EY, KPMG – ред.). Однако после начала СВО эти компании ушли, и доступ к знаниям оказался ограничен.
Как поработавший на разных международных проектах в компании Gartner скажу, что нам есть чему поучиться у наших геополитических соперников. С точки зрения организации процессов и оперативности реакции на изменения они, к сожалению, нас опережают. При этом сами по себе данные практики ценности не имеют, важна их адаптация к нашей бизнес- и IT-реальности. Уверен, что те IT-компании, которые сумеют это сделать, станут лидерами нашего рынка.
Однако, чтобы успешно применять лучшие международные практики, нужно решить первые две проблемы, наиболее важные с точки зрения заказчиков. Как было сказано выше, руководители должны в первую очередь проявить волю к изменениям. Во вторую – определить те болевые точки внутри организаций, которые требуют улучшения. При этом важно уделять значительное внимание маркетингу и учитывать мнение заказчика.