Импортозамещение ПО в Ульяновской области: от тестирования до внедрения
Проблема эффективного процесса замены импорта отечественными товарами или услугами в российской экономике была затронута правительством страны в 2014 году. Согласно распоряжению правительства РФ, выпущенному в июле 2016 года, до конца 2018 года федеральные госорганы должны перейти на российское офисное программное обеспечение. К этому времени должны быть подготовлены нормативные и методические документы для перехода на российское ПО региональных органов власти и госкомпаний. Согласно рекомендуемым Минкомсвязью индикаторам, в 2018 году доля отечественных ОС в центральных аппаратах госорганов должна составлять не менее 50% и не менее 40% – в их территориальных органах.
Напомним, что в настоящее время основными документами, регламентирующими импортозамещение ПО в органах государственной власти, являются:
- приказ №96 от 01.04.2015 Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения»;
- постановление правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 года «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (и уточняющее его постановление правительства от 20.12.2017 №1594);
- постановление правительства РФ №325 от 23 марта 2017 года «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
На 2018 год в министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» в процессе многочисленных тестирований принята для внедрения и уже активно внедряется отечественная операционная система Linux «Астра» (внедрено 44% из 140 АРМ).
Непосредственных проблем при работе с вышеуказанной операционной системой у пользователей не возникло, так как все необходимые настройки были сделаны системными администраторами. Единственное неудобство, это работа с офисной программой, входящей в состав дистрибутива операционной системы – Libre Office. Многое непривычно в сравнении со знакомым Microsoft Office 2003-2013, в частности, отсутствие часто используемых макросов. Но и эта проблема почти полностью была решена за счёт собственных разработок информационных систем на базе «1С:Предприятие 8.3», что также облегчило труд системных администраторов в области администрирования и защиты обрабатываемых данных.
В процессе проводимых тестирований в рамках локальной сети министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области службой информационного обеспечения была построена следующая IT-инфраструктура:
1. На компьютерах сотрудников установлен сертифицированный антивирусный пакет Dr.Web.
2. Доступ в закрытый сегмент сети правительства Ульяновской области с локальных рабочих мест осуществляется через программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator HW1000.
3. К локальной сети министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области подключены 22 подведомственных структурных подразделения через OpenVPN c обеспечением высокой скорости работы и криптозащиты канала. Данная схема подключения обеспечивает работу в единой информационной программе «1С:Предприятие 8.3», сервер и клиенты которого также установлены на операционной системе семейства Linux.
4. Через SAMBA (набор программных средств для доступа к данным и иным ресурсам локальной сети – ред.) настроены общие ресурсы сети.
5. В качестве СУБД используется PostgreSQL, администрирование которого осуществляется при помощи Linux «pgAdmin 4».
6. Для выполнения работ, связанных с нормативно-правовыми системами, используется нормативно-справочная система «Консультант Плюс», которую развернули под Wine.
7. Для работы с различными облачными информационными системами с использованием электронной подписи был выбран отечественный браузер Sputnik, созданный компанией «Ростелеком».
8. В качестве криптографических средств электронной подписи протестированы и установлены СКЗИ «Крипто-Про 4», а также «Trusted eSign», который является аналогом «Крипто-Арм». На установку СКЗИ в операционной системе Astra Linux, добавление и удаление сертификатов специалистами службы информационного обеспечения разработана собственная инструкция.
В качестве носителей электронной подписи в Linux оказались рабочими следующие варианты: а) использование локального каталога на самом дисковом пространстве рабочего места сотрудника; б) применение USB-флэш-накопителя; в) применение ключа «Rutoken S» и «Rutoken ЭЦП-2.0».
9. Для работы с географическими слоями и космоснимками используется свободная географическая информационная система с открытым кодом QGIS.
10. Тестировался ViPNet Personal Firewall Linux – персональный сетевой экран для компьютера, работающего под управлением Linux.
11. В качестве офисных приложений протестирован отечественный офисный пакет «МойОфис».
Для полноценного внедрения программного обеспечения необходимо финансирование. Отсутствие необходимых денежных средств пока ещё остается актуальным вопросом в региональных органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области.
На заседании правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, состоявшемся 9 февраля, принято решение о централизации закупок офисного и бухгалтерского программного обеспечения, а также программных продуктов для обеспечения информационной безопасности (в том числе антивирусного ПО). В частности, Минфину и Минкомсвязи поручено разработать и внести в правительство до 1 июля 2018 года проект соответствующего нормативного акта об обеспечении централизации закупки программного обеспечения, который должен предусматривать:
- внедрение механизма приобретения органами государственной власти отечественного офисного программного обеспечения, интегрированного с системами электронного документооборота, в том числе «по сервисной модели» (SaaS);
- определение порядка сбора и обобщения предложений органов государственной власти по доработке российского офисного ПО и реализацию механизма такой доработки по результатам анализа этих предложений.
Ожидаем, что от региональных органов государственной власти при выполнении вышеуказанного решения будут запрошены планы информатизации в области использования отечественного программного обеспечения и средств защиты информации. При должной реализации это устранит большинство проблем, связанных с переходом на отечественные программные и аппаратные средства.
Хотелось бы также отметить, что в процессе использования отечественных программных продуктов выявлен ряд замечаний, который так или иначе оказывает влияние на скорость реализации программы импортозамещения в нашем регионе:
1. В «1С:Предприятие 8.х» на Linux не работает компонент «Barcode» — для вывода штрихкодов в документах (по требованию налоговой).
2. Работа с сайтом «Госуслуги» и «Закупки», а именно работа с запросами подписанных ЭП в системе Linux, пока ещё невозможна, так как требуется компонент CAPICOM – снятый с поддержки элемент управления ActiveX, созданный Microsoft для обеспечения безопасности для приложений на основе криптографических функций, реализованных в CryptoAPI.
3. СКЗИ «Крипто-Про» не имеет своей графической оболочки, как при работе в среде Windows, что крайне неудобно, особенно при поиске взаимосвязанных сертификатов.
4. Используемые информационные системы министерства финансов «АЦК планирование» и «АЦК Финансы» для распорядителей бюджетных средств работают только в клиентах под управлением Windows.
5. Управление федерального казначейства до сих пор не имеет приложения для генерации запроса электронной подписи, работающей в среде Linux.
Ещё одной проблемой, связанной с использованием отечественных офисных программных продуктов, является форматирование документов, подготовленных в зарубежных офисных пакетах — случается «расползание» текстов и таблиц, неправильное отображение графиков.
С 1 июля 2018 года в России должен вступить в силу специальный ГОСТ (ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»), предписывающий госорганам оформлять документы с применением национального стандарта открытых офисных приложений OpenDocument (ODF). Остается открытым вопрос, почему в данном ГОСТе применяется зарубежный шрифт Times New Roman, и будут ли требования данного ГОСТа обязательными для госорганов или рекомендуемыми (необязательными)? Предполагаем, что обязательное введение подобного ГОСТа несомненно снимет ряд вопросов в области импортозамещения ПО.
В конференц-зале ОГКУ «Правительство для граждан Ульяновской области» 6 марта 2018 года состоялся семинар, на котором обсудили возможности использования российских информационных систем и программного обеспечения в государственных структурах Ульяновской области. В мероприятии приняли участие сотрудники исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, ответственные за информатизацию и информационную безопасность. На данном семинаре службой информационного обеспечения ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» был освещен факт того, что в органах власти Ульяновской области все ещё недостаточно хорошо поставлена работа в области перехода на отечественное программное обеспечение, особенно учитывая наличие в регионе большого числа IT-специалистов и учебных заведений, подготавливающих кадры по данному направлению.
В результате накопленного собственного опыта в области импортозамещения программного обеспечения, а также опыта других регионов (Челябинская область) , специалистами службы и информационного обеспечения ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» на проводимом семинаре ОГКУ «Правительство для граждан Ульяновской области» предложены к рассмотрению следующие моменты, которые при их реализации должны обеспечить устойчивое функционирование информационной инфраструктуры Ульяновской области:
1. Необходимо решить, какие направления импортозамещения программного обеспечения и средств защиты будут реализовываться в Ульяновской области.
2. Необходимо определить источники финансирования мероприятий (областное или федеральное), а также сроки их реализации. Это очень важно, в частности, потому, что необходимо понимать, когда придётся выводить из строя системы, работающие только на Windows.
3. Необходимо провести обучение пользователей и системных администраторов работе с выбранным отечественным программным обеспечением.
4. Необходимо провести разъяснительную работу с руководителями отраслевых органов власти на всех уровнях, для понимания важности проводимых мероприятий.
5. Необходимо разработать документы и координирующие мероприятия по использованию отечественных информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ульяновской области.
6. Необходимо сформировать инфраструктуру переходного периода (среда виртуализации Windows внутри Linux), позволяющую запускать прикладное ПО, не совместимое с отечественной операционной системой.
7. Необходимо создать комиссию, в функции которой входила бы проверка выполнения мероприятий импортозамещения и защиты информации, а также выявление нелицензионного иностранного программного обеспечения с последующим вынесением предписаний.
8. Необходимо принять нормативно-правовые акты, регламентирующие обязательное использование открытых форматов обмена данными, свободно распространяемых шрифтов и т.п. в органах власти Ульяновской области.
Предполагаем, что успешная реализация политики импортозамещения программного обеспечения и средств защиты информации позволит достичь роста результатов по многим ключевым направлениям социально-экономического развития Ульяновской области.
Об авторе: руководитель службы информационного обеспечения отдела обеспечения деятельности ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области» Олег Маркелов