«Хайтек или хайптек» — представители IT-отрасли обсудили со студентами, как распознать отличия и добиться успеха

Как отделить действительно прорывные технологии от хайпа (от англ «hype», что буквально переводится как «навязчивая реклама; шумиха, ажиотаж»), что нужно делать, чтобы попасть в хорошую технологичную компанию и не оказаться «на обочине» в новую цифровую эпоху, а также какие возможности для образования, карьерного роста и предпринимательства есть в России – такие темы обсудили в пятницу на мероприятии «ХайпТек» в ходе ХIХ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. За дискуссией наблюдала и корреспондент D-Russia.ru.

Мероприятие собрало полный зал, при этом, как оказалось, наибольший ажиотаж и аплодисменты вызвали рассказы о реальных успехах. Интерес к предпринимательству подтвердился и проведенным кратким опросом, когда присутствующих попросили поднять руки на вопрос – кем бы они хотели стать в будущем. Оказалось, стать бизнесменом и заниматься своим делом, а не идти на госслужбу или в науку, хотели бы большинство присутствующих.

Участники мероприятия
Модератор - Игорь Щёголев, помощник президента России
Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком»;
Сергей Матвеев, директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России;
Андрей Кузяев, президент АО «Эр-Телеком Холдинг»;
Алексей Южаков, генеральный директор ООО «Промобот»;
Илья Массух, президент Фонда информационной демократии;
Тамара Чечёткина, менеджер по развитию бизнеса АО «Позитив Текнолоджиз»;
Татьяна Гусева, руководитель группы развития бренда «Лаборатория Касперского»;
Елена Бунина, HR-директор ООО «Яндекс».

Обращаясь к собравшимся студентам, Игорь Щёголев, модератор мероприятия, предложил посмотреть на новые технологии, о которых сейчас так много говорят, немного под другим углом зрения. «Очень много надежд, иногда завышенных, возлагается, в том числе и финансовых, на все эти технологии и конечно очень важно и тем, кто занимается государственной политикой, и тем, кто с рынка смотрит на эти технологии, и тем, кто собирается связать с ними своё будущее, уметь отделять зерна от плевел. Понимать, что действительно революционное, что приносит на первом этапе деньги инвесторам, что представляет собой пирамиду, а что — просто не «взлетает», — сказал Щёголев. Скорость развития технологий сейчас настолько велика, что мы не всегда можем оценить и технические, и гуманитарные проблемы, которые при этом возникают.

Щёголев добавил, что нужны не только технологии, и те, кто их изобретает и генерирует, но и те, кто может эти идеи претворить в жизнь.

Прорывные технологии — мифы и реальность

Борис Глазков на примере проведённого исследования «Ростелекома» рассказал, как можно с применением IT и больших данных формировать самостоятельные прогнозы развития технологий и выявлять перспективные направления развития. По его словам, «Ростелеком» решил выработать свою стратегию выявления трендов, а не нанимать для этого сторонних специалистов вроде IDC, Gartner и пр.

Борис Глазков

«Мир стремительно меняется», — об этом, по словам Глазкова, говорят сейчас все. При этом большие корпорации, вроде «Ростелекома», или правительства не могут быстро реагировать на изменения и вынуждены изобретать механизмы приспособления.

Каждый тренд проходит следующие стадии – открытие, изобретение (появляется научная статья), потом прогресс (регистрируются патенты), затем прототип (на этом этапе уже появляются стартапы, инвестиции, сделки слияния и поглощения) и в конечном итоге – информация о внедрении изобретения в СМИ, пресс-релизах. На последнем этапе технология уже зрелая. На каждый срез есть свои базы данных: БД научных публикаций, БД патентов, интеллектуальной собственности, БД сделок слияния и поглощения, и в конечном итоге, есть Интернет с пресс-релизами и шумихой про внедрения.

Борис Глазков (слева), Сергей Матвеев (в центре), Андрей Кузяев

«Тренд сам по себе – это не статическое состояние, его нужно смотреть по этим стадиям зрелости, и он развивается во времени», — сказал Глазков.

Субъектами тренда, согласно методике, являются ученые и изобретатели, инвесторы, коммерческие компании.

Технологии искусственного интеллекта обработали два миллиона научных публикаций, больше двух миллионов лицензий, более 100 тысяч сделок слияний и поглощений и статей в СМИ – ни один аналитик, по словам Глазкова, столько обработать не в состоянии, а машина может, причем в ГК «Ростелеком» есть активы, которые в состоянии такую работу проделать. В топ устойчивых (которые постоянно растут) и прорывных трендов (быстро растут год от года), которые были выделены по методике «Ростелекома», вошли:

  • по научным публикациям — Wearable computing (Носимая электроника), mHealth (Mobile Health, «мобильное здоровье»), Smart Cities (умные города) и пр.;
  • по патентам – блокчейн, виртуальная реальность, биометрия, квантовые вычисления;
  • по инвестиционной активности – автономные автомобили, облачные технологии, компьютерное зрение и пр.

«Ростелеком» при этом активно занимается такими проектами, как умные города, биометрия и автономные авто.

К слову о том, как выявить настоящие тренды, Игорь Щёголев вспомнил и о кривой Гартнера – зрелая технология на ней соответствует второму подъему.

Кривая Гартнера

Сергею Матвееву (Минобрнауки) было предложено рассказать, как министерство в условиях стремительного развития технологий пытается обеспечить подготовку кадров. «Как при этой скорости молодым людям сориентироваться, чему учиться, как учиться, и как государство готово поддерживать эти быстрые изменения на ниве образования?» — спросил модератор.

По словам Матвеева, невозможно сказать, что есть какой-то способ подготовки кадров, который обеспечит управление технологическими изменениями. «Причины тому – огромный накопленный массив знаний, IT дают доступ к этому массиву, а это значит, поскольку у нас есть старые знания, мы можем быстро генерировать новые знания, и в области применения тех или иных знаний и решений (в генетике, IT) возникают сингулярности, всплески – когда свободные знания, опубликованные в обычных статьях, трансформируются в патенты и живые технологии», — сказал он.

В разных странах картина отличается: наибольший объем свободных знаний, числа публикаций дают США, там есть постоянный рост — это говорит о том, что фундаментальная наука резко замедлилась. Но в определенные годы происходят скачки – например, в 2005-06 гг, 2010-11 гг, 2012-14 гг произошли скачки в патентах – это применение накопленных знаний в определенных областях.

«Всплески в прикладной науке и очень медленная фундаментальная наука дают эту всю неопределенность, а на нее накладывается и умножается наше таинственное общество, которое некоторые технологии готово принять очень быстро, а к некоторым очень скептически относится, а некоторым даже противостоит», — сказал представитель Минобрнауки.

Политика управления технологическими изменениями должна бороться с разрывами – в восприятии общества, в наборе исходных знаний. Преодолевать это могут только люди, в основе любого технологического изменения лежит критическая масса «серого вещества» (очень много людей должно быть вовлечено в любое технологическое изменение), но «с разными оттенками серого»:

  • ядро научников, ученых, исследователей — генераторов новых знаний, цель которых — искать новое и интересное;
  • инженеры — они ищут не столько знания, сколько способ их применения;
  • бизнес, предприниматели («самая мощная энергетика») — люди, способные создавать продукт, ломать стереотипы общества и «превосходить ожидания»;
  • сервисники — те, кому интересно обеспечить функционирование «живой системы»;
  • грамотные и готовые потребители.

Поэтому в подготовке кадров необходимо оставлять много разных траекторий.

У государства, по его словам, есть соблазн всё зарегулировать через систему стандартов, но диктовать людям, чем им заниматься, сейчас невозможно, поскольку это не экономика XIX — начала XX века, где можно было построить фабрику и конвейер и запустить туда людей. Сейчас это творческая свобода – люди должны захотеть это делать. Таким образом, управлять технологическими изменениями невозможно, но их можно организовать – поставить внятные цели, причем цели должны совпасть.

У России есть при этом особенность – огромная территория, ресурсы, а людей всего 140 миллионов. У нас нехватка того самого серого вещества – и получается, что мы не можем критическую массу инженеров, предпринимателей сосредоточить. Но можно вместо критического набора людей попробовать усилить их коммуникации.

В пример, как можно накапливать критическую массу серого вещества, Матвеев привел Китай, который практикует отправку на обучение в другие страны большого количества людей. Штаты, имя развитую экономику, напротив, имеют возможность пригласить к себе большое число людей. А у нас нет ни того, ни другого (как, впрочем, к примеру, и в Евросоюзе).

Матвеев также сказал, что его слова отражены и в стратегии научно-технологического развития страны, подписанной президентом в декабре 2016 года. В документе цели обозначены не в терминах науки, а в терминах способов применения научных результатов – это персонифицированная медицина, социотехнические системы безопасности, агрокультура, аквакультура, функциональные продукты питания, а также всё, что касается роботов, больших данных, искусственного интеллекта, а также всё, что касается цифровой телекоммуникации, транспорта.

По словам Матвеева, нужно учитывать, что Россия при её территориях и нехватке населения не может позволить себе, условно говоря, отправлять людей подметать улицы, «нам нужно серое вещество» – необходимо, по его мнению, создавать роботов (налаживать эффективное производство), которые подметут и вообще наладят наш быт.

По словам Матвеева, в стране для подготовки кадров и построения персональных траекторий будут созданы инструменты развития карьеры – исследователя, инженера, предпринимателя.

«Теории было достаточно, можно перейти к практике», — сказал модератор мероприятия и передал слово предпринимателям, выступления которых были самыми яркими, живыми и находящими отклик у собравшейся аудитории (см запись начиная с 34 минуты).

Истории успеха

Приглашенным спикерам из «Эр-Телеком», «Промобот» и Фонда информационной демократии было предложено поделиться с молодыми людьми своими историями успеха.

Андрей Кузяев (президент «Эр-Телеком») увлеченно рассказал про свою концепцию мечты, которая привела его от нефти материальной к «нефти цифровой экономики» — информации. По его словам, за 10 лет компания увеличила выручку в 26 раз, число абонентов – в 16 раз.

«Эр-Телеком» 16 лет на рынке телекоммуникаций, в настоящее время в ней трудится 18 тысяч человек. Компания имеет три центра инноваций, более 500 инженеров и разработчиков.

Компания ставит целью к 2020 году обеспечить среднюю скорость доступа в Интернет 200-300 Мбит/ с на пользователя.

«Великими становятся те, кто мечтает», — сказал Кузяев. Он также призвал молодёжь не верить, когда говорят, что за ними будущее – т.к. им еще предстоит доказать свои знания и умения.

Алексей Южаков из пермской компании ООО «Промобот» рассказал о своём проекте — сервисный робот для бизнеса, который предназначен для работы в местах повышенного скопления людей, помогает людям с навигацией, общается и отвечает на вопросы. Робот стал не только продуктом, но и платформой для создания новых стартапов для развития технологий (распознавание речи, образов, аккумулятор с технологией быстрой зарядки, синтез речи и т.д.) и создания прикладных сервисов (консультант, продавец, гид-экскурсовод, консьерж и т.д.).

Робот серии Promobot

Он назвал свой проект «сын полка» («повзаимодействовали со всеми институтами развития в России»), рассказал, как они стали резидентами «Сколково» и получили грант от фонда Бортника. На настоящий момент в мире продано уже 250 роботов в 13 стран. Южаков даже поделился данными, какая фраза роботов является самой популярной в США – это «From Russia with love», второй по популярности запрос – вывести на экран фотографию Владимира Владимировича (Путина).

Южаков рассказал, что роботы – это сложный продукт, весит он как минимум 90 кг, и чтобы его вывести на мероприятие, нужны большие деньги (например, выставка в Сингапуре обошлась почти в миллион), а для вывода продукта на рынок его необходимо показывать, и поэтому Южаков завидует предпринимателям, разрабатывающим софт, которые приезжают на выставки буквально с флэшкой.

По его словам, когда компания показывает товар лицом, это как правило приводит к реальным сделкам. «Формировать завышенные ожидания весь мир умеет, а когда видят, что так работает, это здорово», — отметил Южаков.

Алексей Южаков

Илья Массух (Фонд информационной демократии) рассказал об опыте реализации масштабных социально-значимых проектов, в которых принимал участие.

В бизнесе, являясь сотрудником IBM, Массух разработал и реализовал проект персонифицированного учета социальных прав и обязательств граждан России.

На госслужбе с 2008 года он принимал участие в разработке и внедрении инструментов электронного правительства, что дало толчок к развитию государственных электронных сервисов в стране и обеспечило России признание на мировом уровне (скачок в рейтинге ООН вверх на 32 позиции к 2012 году).

В 2012 году Массух курировал проект онлайн-трансляции выборов президента, технологии которого теперь используются для контроля ЕГЭ и в системах безопасности.

После ухода с госслужбы он основал НКО «Фонд информационной демократии» и занялся общественными проектами. В 2013 году Фондом запущен национальный портал «Российская общественная инициатива», обеспечивающий вовлечение граждан в управление государством.

«IT зависит от вас, два-три человека могут реализовывать большие проекты», — отметил Массух. По его мнению, переход на экономику данных дает даже небольшой группе людей совершить прорыв.

Карьера и образование — требования лидеров рынка

В третьей части мероприятия студентам было предложено послушать о требованиях, предъявляемых к сотрудникам в успешных отечественных IT-компаниях.

Тамара Чечеткина («Позитив Текнолоджиз») сказала о том, что резюме и сертификаты не дают гарантию, что на практике компания получит то, что «покупала». Поэтому её компания ежегодно проводит форум Positive Hack Days, на котором можно найти лучшие кадры в области информационной безопасности. Во время Форума проходит около 15 различных конкурсов, предварительно — онлайн-соревнования (различные CTF (Capture the flag, «Захвати флаг» — командная игра) и программы по поиску ошибок и уязвимостей Bug Bounty). Самые активные проходят собеседование прямо на площадке мероприятия, а некоторые прямо там получают предложения о работе, рассказала она.

Чечеткина назвала топ-10 востребованных профессий: Ruby (язык программирования), мобильная разработка, безопасность, Интернет вещей, JavaScript, Облачная разработка, Full-stack разработка, машинное обучение, DevOps, дизайн UI/UX. Она также процитировала Indeed Prime (Бюро статистики труда США): «…число программистов вырастет на 17% в период с 2014 по 2024 год, что намного больше, чем средний рост востребованности других профессий…»

Татьяна Гусева («Лаборатория Касперского») высказалась, что сфера информационной безопасности — сегодня одна из наиболее перспективных и динамично развивается, отрасли не хватает квалифицированных кадров, поэтому есть хорошие возможности для построения успешной карьеры.

Она рассказала и про программу стажировок компании «Лаборатория Касперского» для студентов.

Елена Бунина говорила о проектах «Яндекса» в университетах и школах, нацеленных на поиск и подготовку квалифицированных IT-специалистов, о школе анализа данных «Яндекса», факультете компьютерных наук на базе ВШЭ и региональных школах программирования — «Яндекс.Лицей», а также как с помощью «Сириуса» и «Яндекс.Просвещения» компания создает платформу для поиска и обучения одарённых детей, и что нужно сделать, чтобы попасть на работу в «Яндекс».

Так, «Яндекс.Лицей» проводит обучение детей 8-10 класса программированию на языке Python (набор – 1200 школьников) и занимается повышением квалификации учителей (сейчас 90 учителей).

Совместный проект НИУ ВШЭ и «Яндекса» – факультет компьютерных наук — развивается с 2014 года, проходной балл ЕГЭ – 298 (конкурс – 12 человек на место). На факультете имеется 214 бесплатных и 203 платных места, конкурс при этом даже на платные места.

В заключение Игорь Щёголев выразил надежду, что участники увидели для себя новые возможности для карьеры и образования.

Закончил дискуссию глава «Ростелекома» Михаил Осеевский, подошедший к концу секции (в этом же зале он должен был вести следующее мероприятие), назвав предыдущих спикеров «цифровой» элитой страны.

«Магия» новых «прорывных» технологий

Тема информационного шума, которым сопровождается много новых технологий, поднималась и во время недавнего пленарного заседания на форуме «ПРОФ-IT».

Так, генеральный директор компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов призвал трезво относиться к «магии» новых «прорывных» технологий и оценивать их, используя критерии применимости и востребованности, а не информационный шум, которым сопровождается та или иная технология.

Пример: новинки, которые прошли стадию хайпа

Телевидение 3D
оказалось не нужным и невыгодным, производство телевизоров и фильмов сворачивается

Печать 3D
хайп кончился, чудес не случилось, постепенное внедрение в разные отрасли

Segway
широкого распространения нет, кое-где ездят, появились вариации - гироскутеры.

Биометрия
шум кончился, постепенно внедряется в узких областях

Виртуальная реальность
третья шумиха за четверть века, нужность неочевидна

См презентацию >>

Справка

Всемирный фестиваль молодежи и студентов прошел в России с 14 по 22 октября 2017 года. В первый день в Москве состоялся международный парад-карнавал студенчества, а основные мероприятия проходили в сочинском Олимпийском парке с 15 по 22 октября. Участниками форума стали около 25 тысяч молодых людей из более чем 180 стран — представители общественных организаций, преподаватели, политики.

Представительства российских регионов

Фотографии с форума