«Хайтек или хайптек» — представители IT-отрасли обсудили со студентами, как распознать отличия и добиться успеха
Как отделить действительно прорывные технологии от хайпа (от англ «hype», что буквально переводится как «навязчивая реклама; шумиха, ажиотаж»), что нужно делать, чтобы попасть в хорошую технологичную компанию и не оказаться «на обочине» в новую цифровую эпоху, а также какие возможности для образования, карьерного роста и предпринимательства есть в России – такие темы обсудили в пятницу на мероприятии «ХайпТек» в ходе ХIХ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. За дискуссией наблюдала и корреспондент D-Russia.ru.
Мероприятие собрало полный зал, при этом, как оказалось, наибольший ажиотаж и аплодисменты вызвали рассказы о реальных успехах. Интерес к предпринимательству подтвердился и проведенным кратким опросом, когда присутствующих попросили поднять руки на вопрос – кем бы они хотели стать в будущем. Оказалось, стать бизнесменом и заниматься своим делом, а не идти на госслужбу или в науку, хотели бы большинство присутствующих.
Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком»;
Сергей Матвеев, директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России;
Андрей Кузяев, президент АО «Эр-Телеком Холдинг»;
Алексей Южаков, генеральный директор ООО «Промобот»;
Илья Массух, президент Фонда информационной демократии;
Тамара Чечёткина, менеджер по развитию бизнеса АО «Позитив Текнолоджиз»;
Татьяна Гусева, руководитель группы развития бренда «Лаборатория Касперского»;
Елена Бунина, HR-директор ООО «Яндекс».
Обращаясь к собравшимся студентам, Игорь Щёголев, модератор мероприятия, предложил посмотреть на новые технологии, о которых сейчас так много говорят, немного под другим углом зрения. «Очень много надежд, иногда завышенных, возлагается, в том числе и финансовых, на все эти технологии и конечно очень важно и тем, кто занимается государственной политикой, и тем, кто с рынка смотрит на эти технологии, и тем, кто собирается связать с ними своё будущее, уметь отделять зерна от плевел. Понимать, что действительно революционное, что приносит на первом этапе деньги инвесторам, что представляет собой пирамиду, а что — просто не «взлетает», — сказал Щёголев. Скорость развития технологий сейчас настолько велика, что мы не всегда можем оценить и технические, и гуманитарные проблемы, которые при этом возникают.
Щёголев добавил, что нужны не только технологии, и те, кто их изобретает и генерирует, но и те, кто может эти идеи претворить в жизнь.
Прорывные технологии — мифы и реальность
Борис Глазков на примере проведённого исследования «Ростелекома» рассказал, как можно с применением IT и больших данных формировать самостоятельные прогнозы развития технологий и выявлять перспективные направления развития. По его словам, «Ростелеком» решил выработать свою стратегию выявления трендов, а не нанимать для этого сторонних специалистов вроде IDC, Gartner и пр.
«Мир стремительно меняется», — об этом, по словам Глазкова, говорят сейчас все. При этом большие корпорации, вроде «Ростелекома», или правительства не могут быстро реагировать на изменения и вынуждены изобретать механизмы приспособления.
Каждый тренд проходит следующие стадии – открытие, изобретение (появляется научная статья), потом прогресс (регистрируются патенты), затем прототип (на этом этапе уже появляются стартапы, инвестиции, сделки слияния и поглощения) и в конечном итоге – информация о внедрении изобретения в СМИ, пресс-релизах. На последнем этапе технология уже зрелая. На каждый срез есть свои базы данных: БД научных публикаций, БД патентов, интеллектуальной собственности, БД сделок слияния и поглощения, и в конечном итоге, есть Интернет с пресс-релизами и шумихой про внедрения.
«Тренд сам по себе – это не статическое состояние, его нужно смотреть по этим стадиям зрелости, и он развивается во времени», — сказал Глазков.
Субъектами тренда, согласно методике, являются ученые и изобретатели, инвесторы, коммерческие компании.
Технологии искусственного интеллекта обработали два миллиона научных публикаций, больше двух миллионов лицензий, более 100 тысяч сделок слияний и поглощений и статей в СМИ – ни один аналитик, по словам Глазкова, столько обработать не в состоянии, а машина может, причем в ГК «Ростелеком» есть активы, которые в состоянии такую работу проделать. В топ устойчивых (которые постоянно растут) и прорывных трендов (быстро растут год от года), которые были выделены по методике «Ростелекома», вошли:
- по научным публикациям — Wearable computing (Носимая электроника), mHealth (Mobile Health, «мобильное здоровье»), Smart Cities (умные города) и пр.;
- по патентам – блокчейн, виртуальная реальность, биометрия, квантовые вычисления;
- по инвестиционной активности – автономные автомобили, облачные технологии, компьютерное зрение и пр.
«Ростелеком» при этом активно занимается такими проектами, как умные города, биометрия и автономные авто.
К слову о том, как выявить настоящие тренды, Игорь Щёголев вспомнил и о кривой Гартнера – зрелая технология на ней соответствует второму подъему.
Сергею Матвееву (Минобрнауки) было предложено рассказать, как министерство в условиях стремительного развития технологий пытается обеспечить подготовку кадров. «Как при этой скорости молодым людям сориентироваться, чему учиться, как учиться, и как государство готово поддерживать эти быстрые изменения на ниве образования?» — спросил модератор.
По словам Матвеева, невозможно сказать, что есть какой-то способ подготовки кадров, который обеспечит управление технологическими изменениями. «Причины тому – огромный накопленный массив знаний, IT дают доступ к этому массиву, а это значит, поскольку у нас есть старые знания, мы можем быстро генерировать новые знания, и в области применения тех или иных знаний и решений (в генетике, IT) возникают сингулярности, всплески – когда свободные знания, опубликованные в обычных статьях, трансформируются в патенты и живые технологии», — сказал он.
В разных странах картина отличается: наибольший объем свободных знаний, числа публикаций дают США, там есть постоянный рост — это говорит о том, что фундаментальная наука резко замедлилась. Но в определенные годы происходят скачки – например, в 2005-06 гг, 2010-11 гг, 2012-14 гг произошли скачки в патентах – это применение накопленных знаний в определенных областях.
«Всплески в прикладной науке и очень медленная фундаментальная наука дают эту всю неопределенность, а на нее накладывается и умножается наше таинственное общество, которое некоторые технологии готово принять очень быстро, а к некоторым очень скептически относится, а некоторым даже противостоит», — сказал представитель Минобрнауки.
Политика управления технологическими изменениями должна бороться с разрывами – в восприятии общества, в наборе исходных знаний. Преодолевать это могут только люди, в основе любого технологического изменения лежит критическая масса «серого вещества» (очень много людей должно быть вовлечено в любое технологическое изменение), но «с разными оттенками серого»:
- ядро научников, ученых, исследователей — генераторов новых знаний, цель которых — искать новое и интересное;
- инженеры — они ищут не столько знания, сколько способ их применения;
- бизнес, предприниматели («самая мощная энергетика») — люди, способные создавать продукт, ломать стереотипы общества и «превосходить ожидания»;
- сервисники — те, кому интересно обеспечить функционирование «живой системы»;
- грамотные и готовые потребители.
Поэтому в подготовке кадров необходимо оставлять много разных траекторий.
У государства, по его словам, есть соблазн всё зарегулировать через систему стандартов, но диктовать людям, чем им заниматься, сейчас невозможно, поскольку это не экономика XIX — начала XX века, где можно было построить фабрику и конвейер и запустить туда людей. Сейчас это творческая свобода – люди должны захотеть это делать. Таким образом, управлять технологическими изменениями невозможно, но их можно организовать – поставить внятные цели, причем цели должны совпасть.
У России есть при этом особенность – огромная территория, ресурсы, а людей всего 140 миллионов. У нас нехватка того самого серого вещества – и получается, что мы не можем критическую массу инженеров, предпринимателей сосредоточить. Но можно вместо критического набора людей попробовать усилить их коммуникации.
В пример, как можно накапливать критическую массу серого вещества, Матвеев привел Китай, который практикует отправку на обучение в другие страны большого количества людей. Штаты, имя развитую экономику, напротив, имеют возможность пригласить к себе большое число людей. А у нас нет ни того, ни другого (как, впрочем, к примеру, и в Евросоюзе).
Матвеев также сказал, что его слова отражены и в стратегии научно-технологического развития страны, подписанной президентом в декабре 2016 года. В документе цели обозначены не в терминах науки, а в терминах способов применения научных результатов – это персонифицированная медицина, социотехнические системы безопасности, агрокультура, аквакультура, функциональные продукты питания, а также всё, что касается роботов, больших данных, искусственного интеллекта, а также всё, что касается цифровой телекоммуникации, транспорта.
По словам Матвеева, нужно учитывать, что Россия при её территориях и нехватке населения не может позволить себе, условно говоря, отправлять людей подметать улицы, «нам нужно серое вещество» – необходимо, по его мнению, создавать роботов (налаживать эффективное производство), которые подметут и вообще наладят наш быт.
По словам Матвеева, в стране для подготовки кадров и построения персональных траекторий будут созданы инструменты развития карьеры – исследователя, инженера, предпринимателя.
«Теории было достаточно, можно перейти к практике», — сказал модератор мероприятия и передал слово предпринимателям, выступления которых были самыми яркими, живыми и находящими отклик у собравшейся аудитории (см запись начиная с 34 минуты).
Истории успеха
Приглашенным спикерам из «Эр-Телеком», «Промобот» и Фонда информационной демократии было предложено поделиться с молодыми людьми своими историями успеха.
Андрей Кузяев (президент «Эр-Телеком») увлеченно рассказал про свою концепцию мечты, которая привела его от нефти материальной к «нефти цифровой экономики» — информации. По его словам, за 10 лет компания увеличила выручку в 26 раз, число абонентов – в 16 раз.
«Эр-Телеком» 16 лет на рынке телекоммуникаций, в настоящее время в ней трудится 18 тысяч человек. Компания имеет три центра инноваций, более 500 инженеров и разработчиков.
Компания ставит целью к 2020 году обеспечить среднюю скорость доступа в Интернет 200-300 Мбит/ с на пользователя.
«Великими становятся те, кто мечтает», — сказал Кузяев. Он также призвал молодёжь не верить, когда говорят, что за ними будущее – т.к. им еще предстоит доказать свои знания и умения.
Алексей Южаков из пермской компании ООО «Промобот» рассказал о своём проекте — сервисный робот для бизнеса, который предназначен для работы в местах повышенного скопления людей, помогает людям с навигацией, общается и отвечает на вопросы. Робот стал не только продуктом, но и платформой для создания новых стартапов для развития технологий (распознавание речи, образов, аккумулятор с технологией быстрой зарядки, синтез речи и т.д.) и создания прикладных сервисов (консультант, продавец, гид-экскурсовод, консьерж и т.д.).
Он назвал свой проект «сын полка» («повзаимодействовали со всеми институтами развития в России»), рассказал, как они стали резидентами «Сколково» и получили грант от фонда Бортника. На настоящий момент в мире продано уже 250 роботов в 13 стран. Южаков даже поделился данными, какая фраза роботов является самой популярной в США – это «From Russia with love», второй по популярности запрос – вывести на экран фотографию Владимира Владимировича (Путина).
Южаков рассказал, что роботы – это сложный продукт, весит он как минимум 90 кг, и чтобы его вывести на мероприятие, нужны большие деньги (например, выставка в Сингапуре обошлась почти в миллион), а для вывода продукта на рынок его необходимо показывать, и поэтому Южаков завидует предпринимателям, разрабатывающим софт, которые приезжают на выставки буквально с флэшкой.
По его словам, когда компания показывает товар лицом, это как правило приводит к реальным сделкам. «Формировать завышенные ожидания весь мир умеет, а когда видят, что так работает, это здорово», — отметил Южаков.
Илья Массух (Фонд информационной демократии) рассказал об опыте реализации масштабных социально-значимых проектов, в которых принимал участие.
В бизнесе, являясь сотрудником IBM, Массух разработал и реализовал проект персонифицированного учета социальных прав и обязательств граждан России.
На госслужбе с 2008 года он принимал участие в разработке и внедрении инструментов электронного правительства, что дало толчок к развитию государственных электронных сервисов в стране и обеспечило России признание на мировом уровне (скачок в рейтинге ООН вверх на 32 позиции к 2012 году).
В 2012 году Массух курировал проект онлайн-трансляции выборов президента, технологии которого теперь используются для контроля ЕГЭ и в системах безопасности.
После ухода с госслужбы он основал НКО «Фонд информационной демократии» и занялся общественными проектами. В 2013 году Фондом запущен национальный портал «Российская общественная инициатива», обеспечивающий вовлечение граждан в управление государством.
«IT зависит от вас, два-три человека могут реализовывать большие проекты», — отметил Массух. По его мнению, переход на экономику данных дает даже небольшой группе людей совершить прорыв.
Карьера и образование — требования лидеров рынка
В третьей части мероприятия студентам было предложено послушать о требованиях, предъявляемых к сотрудникам в успешных отечественных IT-компаниях.
Тамара Чечеткина («Позитив Текнолоджиз») сказала о том, что резюме и сертификаты не дают гарантию, что на практике компания получит то, что «покупала». Поэтому её компания ежегодно проводит форум Positive Hack Days, на котором можно найти лучшие кадры в области информационной безопасности. Во время Форума проходит около 15 различных конкурсов, предварительно — онлайн-соревнования (различные CTF (Capture the flag, «Захвати флаг» — командная игра) и программы по поиску ошибок и уязвимостей Bug Bounty). Самые активные проходят собеседование прямо на площадке мероприятия, а некоторые прямо там получают предложения о работе, рассказала она.
Чечеткина назвала топ-10 востребованных профессий: Ruby (язык программирования), мобильная разработка, безопасность, Интернет вещей, JavaScript, Облачная разработка, Full-stack разработка, машинное обучение, DevOps, дизайн UI/UX. Она также процитировала Indeed Prime (Бюро статистики труда США): «…число программистов вырастет на 17% в период с 2014 по 2024 год, что намного больше, чем средний рост востребованности других профессий…»
Татьяна Гусева («Лаборатория Касперского») высказалась, что сфера информационной безопасности — сегодня одна из наиболее перспективных и динамично развивается, отрасли не хватает квалифицированных кадров, поэтому есть хорошие возможности для построения успешной карьеры.
Она рассказала и про программу стажировок компании «Лаборатория Касперского» для студентов.
Елена Бунина говорила о проектах «Яндекса» в университетах и школах, нацеленных на поиск и подготовку квалифицированных IT-специалистов, о школе анализа данных «Яндекса», факультете компьютерных наук на базе ВШЭ и региональных школах программирования — «Яндекс.Лицей», а также как с помощью «Сириуса» и «Яндекс.Просвещения» компания создает платформу для поиска и обучения одарённых детей, и что нужно сделать, чтобы попасть на работу в «Яндекс».
Так, «Яндекс.Лицей» проводит обучение детей 8-10 класса программированию на языке Python (набор – 1200 школьников) и занимается повышением квалификации учителей (сейчас 90 учителей).
Совместный проект НИУ ВШЭ и «Яндекса» – факультет компьютерных наук — развивается с 2014 года, проходной балл ЕГЭ – 298 (конкурс – 12 человек на место). На факультете имеется 214 бесплатных и 203 платных места, конкурс при этом даже на платные места.
В заключение Игорь Щёголев выразил надежду, что участники увидели для себя новые возможности для карьеры и образования.
Закончил дискуссию глава «Ростелекома» Михаил Осеевский, подошедший к концу секции (в этом же зале он должен был вести следующее мероприятие), назвав предыдущих спикеров «цифровой» элитой страны.
Тема информационного шума, которым сопровождается много новых технологий, поднималась и во время недавнего пленарного заседания на форуме «ПРОФ-IT».
Так, генеральный директор компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов призвал трезво относиться к «магии» новых «прорывных» технологий и оценивать их, используя критерии применимости и востребованности, а не информационный шум, которым сопровождается та или иная технология.
Пример: новинки, которые прошли стадию хайпа
Телевидение 3D
оказалось не нужным и невыгодным, производство телевизоров и фильмов сворачивается
Печать 3D
хайп кончился, чудес не случилось, постепенное внедрение в разные отрасли
Segway
широкого распространения нет, кое-где ездят, появились вариации - гироскутеры.
Биометрия
шум кончился, постепенно внедряется в узких областях
Виртуальная реальность
третья шумиха за четверть века, нужность неочевидна
Справка
Всемирный фестиваль молодежи и студентов прошел в России с 14 по 22 октября 2017 года. В первый день в Москве состоялся международный парад-карнавал студенчества, а основные мероприятия проходили в сочинском Олимпийском парке с 15 по 22 октября. Участниками форума стали около 25 тысяч молодых людей из более чем 180 стран — представители общественных организаций, преподаватели, политики.
Представительства российских регионов
Фотографии с форума