Достаточными цифровыми навыками не обладают 35% трудоспособного населения в странах ЕС – эксперт

Методика оценки цифровых компетенций по методологии DigComp обсуждалась в среду на вебинаре Национального агентства финансовых исследований «Подходы к оценке цифровой грамотности. Опыт России и Евросоюза»; эксперты также представили результаты последних исследований и сделали прогнозы по влиянию цифровизации на рынок труда, сообщает аналитический центр НАФИ.

Руководитель группы Европейской комиссии по разработке DigComp Ив Пуни (Yves Punie) рассказал о том, как методология по оценке уровня цифровой грамотности эволюционировала и дополнялась на протяжении нескольких лет, прежде чем обрела нынешнюю форму.

Эксперт опроверг расхожее мнение, что родившиеся в эпоху цифровизации люди по умолчанию обладают развитыми цифровыми компетенциями. Проблема недостаточного уровня цифровой грамотности, по его словам, актуальна даже для стран с развитой цифровой экономикой. Так, в странах ЕС 35% трудоспособного населения не обладают достаточными цифровыми навыками – и, как результат, почти половина из них (42%) – безработные.

Пуни подчеркнул важность целенаправленной работы по оценке и повышению уровня цифровой грамотности различных групп населения.

Одним из препятствий для повышения цифровой грамотности людей являются их внутренние негативные установки, такие как неприятие новых технологий или непонимание того, зачем нужно развивать цифровые навыки, сообщила директор направления исследований в сфере человеческого капитала НАФИ Людмила Спиридонова. Так, до 37% россиян подвержены технофобии (боязни технологий). Чаще всего к ним относятся люди старше 60 лет, с низким уровнем образования и дохода, безработные и сельские жители. Эти же группы населения являются «уязвимыми» по показателю уровня цифровой грамотности. В целом недостаточно высоким уровнем цифровой грамотности обладают 73% россиян.

Напомним, в 2018 году НАФИ провёл измерение уровня цифровой грамотности. Были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. По России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения составил тогда 52 пункта из 100 возможных. Индекс цифровой грамотности россиян в первом квартале 2020 года составил 58 пунктов из 100.

Спиридонова рассказала, как уровень цифровых компетенций влияет на конкурентоспособность людей на рынке труда, а также подчеркнула, что на разрывы в развитости цифровых компетенций, например, между мужчинами и женщинами, влияют существующие в обществе стереотипы. Так, родители в три раза реже рекомендуют строить карьеру в IT-сфере своим дочерям, чем сыновьям, и в целом часто считают сферы, связанные с цифровыми технологиями, «не женским делом». В результате уже к подростковому возрасту между юношами и девушками намечается разрыв в уровне цифровой грамотности, который в дальнейшем приводит к меньшей конкурентоспособности многих женщин на рынке труда.

Начальник отдела профориентации и оценки личных компетенций граждан Центра занятости населения города Москвы «Моя работа» Ольга Софьина в своем выступлении выделила три важнейшие цифровые компетенции соискателей, востребованные сейчас работодателями. К ним относятся цифровое мышление, под которым подразумевается активное внедрение и использование цифровых технологий в работе, способность легко и быстро адаптироваться к изменениям, в том числе, таким, как цифровизация бизнес-процессов, а также социальная смелость как способность уверенно взаимодействовать с абсолютно разными людьми, в том числе, с использованием цифровых технологий.

Эксперт отметила, что цифровые компетенции соискателей становятся принципиально важными при смене ими сферы деятельности, например, при переходе в смежную профессиональную область, а также указала на корреляцию между цифровой грамотностью соискателей и тем уровнем оплаты труда, на который они могут претендовать.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. к чему эта куча воды? какое практическое применение у этих “компетенций”? а самое главное – как и в чём они измеряются?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь