Госдума приняла в третьем чтении проект федерального закона, предполагающего, что для выявления и учета граждан, нуждающихся в получении мер социальной поддержки, процесс расчета среднедушевого дохода на члена семьи и оценка имущественной обеспеченности в целях определения нуждаемости будет формироваться посредством Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), содержащей сведения, обрабатываемые Пенсионным фондом РФ (оператором ЕГИССО), на основании данных, предоставляемых ФНС, МВД и Росреестром.
В связи с этим законопроектом вводится новая задача ЕГИССО, направленная на обеспечение процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), на основании соответствующих критериев (например, необходимых для отнесения к категории нуждающихся и(или) малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), установленных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия предоставления соответствующих мер).
Законопроектом предусмотрено уточнение перечня информационных систем, сведения из которых могут направляться в ЕГИССО. В Положении о ЕГИССО во исполнение проектируемых норм будет уточнен порядок и состав получения сведений о гражданах, их доходах и имуществе, имеющихся в распоряжении ФНС России, МВД России и Росреестра, так как перечень информационных систем соответствующих операторов регулярно меняется по мере развития информационных технологий, что требует внесения изменений в акты правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, говорится в пояснительной записке.
См. также: ФНС должна предоставлять данные о доходах физлиц в ПФР и органы соцзащиты – подписан закон >>>
При этом получение сведений о движимом, недвижимом имуществе будет осуществляться только по семьям (одиноким физическим лицам), у которых среднедушевой доход ниже уровня, установленного правительством.
По мнению авторов документа, принятие проекта федерального закона позволит:
- выявлять граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и соответствующих имущественным критериям, определяемым в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление отдельных мер социальной поддержки;
- существенно сократить сроки предоставления гражданам мер социальной поддержки за счет оптимизации межведомственного взаимодействия;
- принимать эффективные решения на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях при введении новых мер социальной поддержки, в том числе размеров, категорий и условий предоставления, за счет наличия необходимой информации;
- обеспечивать реализацию мер социальной поддержки в целях недопущения снижения в реальном выражении доходов низкодоходных групп граждан и обеспечения их роста;
- проводить анализ и мониторинг влияния государственной поддержки на положение нуждающихся граждан, в том числе изменения жизненной ситуации граждан после получения ими мер социальной поддержки (в настоящее время отсутствует информация о том, как, например, изменилась ситуация у гражданина после заключения социального контракта, получения выплат).
В первоначальном тексте документа присутствовало положение о проактивном информировании граждан о возникновении права на получение мер социальной защиты (поддержки). Во втором чтении это положение было исключено.
См. также: Подписан закон о выплате ряда социальных пособий через ПФР – для оказания проактивных услуг >>>
Напомним, в августе 2021 года было утверждено новое положение о ЕГИССО. В документе, в частности, нашли отражение положения Концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, предполагающие, что в России появится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки; с её помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов.