Депутаты Госдумы Вячеслав Володин и Павел Крашенников внесли в понедельник законопроект, который должен закрепить в гражданском законодательстве «несколько базовых положений», отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений («токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде.
Как отмечается в пояснительной записке, задачей законопроекта не является описание тех условий, при которых оборот так называемых цифровых объектов в принципе возможен (например, требований к субъектам, создающим такие объекты или организующим такой оборот), а также закрепление иных публично-правовых установлений, в том числе требований к обеспечению безопасности соответствующего оборота. Иными словами, законопроект содержит только нормы гражданского права, без которых невозможно даже ограниченное регулирование рынка «цифровых объектов».
В частности, законопроектом предлагается дополнить Гражданский кодекс РФ следующими статьями: «Цифровые права», «Цифровые деньги», «Особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации».
Под цифровыми правами в документе подразумеваются токены.
В случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом.
По мнению авторов законопроекта, закрепление этой категории в ГК позволяет:
- определить ее место в системе объектов гражданских прав;
- указать, что оборот такого объекта осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему;
- описать оборотоспособность объекта, в том числе прямо допустить его куплю-продажу;
- предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам, совершаемым с этим объектом.
Проект вводит понятие «цифровые деньги» (в обиходе — «криптовалюта») и закрепляет главное правило — законным средством платежа они не являются. Но в случаях и на условиях, установленных законом (то есть в перспективе), цифровые деньги смогут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке, говорится в ПЗ.
Цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей.
Также законопроектом вносятся изменения в ГК для целей облегчения совершения сделок с цифровыми правами. Например, выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств» предлагается приравнять к простой письменной форме сделки. Это закладывает основу для заключения «смарт-контрактов» и позволяет и упростить совершение целого ряда односторонних сделок, считают авторы документа. «Включение проектируемых уточнений в статью 160 ГК позволит дать толчок новым способам выражения воли субъектов гражданского права при выдаче доверенностей, выдаче согласия на совершение сделки, отказе от договора и т.п.» — говорится в законопроекте.
Для решения вопроса о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (big data) вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных. В частности, делается попытка оградить пользователей от того, чтобы компания, собирающая его ПД, не передавала данные третьим лицам.
Договором, в силу которого исполнитель обязуется совершить действия по предоставлению определенной информации заказчику (договор об оказании услуг по предоставлению информации), может быть предусмотрена обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам.».
По задумке авторов, новые нормы должны вступить в силу с 1 мая 2018 года.