Что ждет ИТ отрасль? Анализируем дорожную карту Минкомсвязи

1407

Правительство Российской Федерации на заседании 15 июля 2013 года одобрило план мероприятий («дорожную карту») по развитию отрасли информационных технологий на период 2013-2018 годов, подготовленный Минкомсвязью России.

План мероприятий Минкомсвязи включает в себя три раздела: общее описание, контрольные показатели и перечень запланированных работ.

В общем описании дается определение ИТ отрасли, которая, по мнению Минкомсвязи «…включает в себя разработку российскими компаниями программного обеспечения и сервисов на его основе, предоставление услуг (заказная разработка, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем) и разработка программно-аппаратных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части». Получатся, что ИТ-отрасль — это только компании разрабатывающие программное обеспечение.

Вопрос, а что делать компаниям, оказывающим консалтинговые услуги по установке и настройке серверного и персонального оборудования, прокладки линий связи и установки сетевого оборудования, компаниям специализирующимся на изготовлении персональных высокотехнологичных устройств и их составляющих? Так же в ИТ-отрасль не вошли индивидуальные разработчики, которые в настоящее время занимают основную долю разработки мобильных приложений. В какую отрасль податься данным компаниям и индивидуальным разработчикам, откуда им ждать помощи от государства?

Спорным является исключение из определения ИТ-отрасли направления по производству персональных компьютеров и иных цифровых устройств, несмотря на то, что рост спроса на «умные устройства» определен Минкомсвязью России в качестве основной тенденцией, влияющей на развитие ИТ-отрасли.

Контрольные показатели, предложенные Минкомсвязью, в качестве оценочной меры развития ИТ отрасли, по больше степени не информативны и носят формальный характер. Значение показателя «Отношение темпа роста ИТ-отрасли к темпу роста ВВП» равное 3 неизменно до конца 2018 года, показывает отсутствие задачи у руководства министерства развивать отрасль, увеличивая ее вклад в рост ВВП страны. Показатель «Количество научных групп, осуществляющих прорывные исследования в области ИТ в рамках государственной поддержки, бесполезен без предъявления качественных требований к результатам проектов, реализуемых данными группами. В дорожной карте отсутствуют коррелированные показатели достижения показателей Указа Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года, таких как уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году — не менее 90 процентов; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году — не менее 70 процентов;

План мероприятий развития ИТ-отрасли не соотнесен с проблемами отрасли и направлениями развития, обозначенными в разделе общее описание. Не предусмотрено в плане решение проблемы, зависимости внутреннего рынка от импорта ИТ- оборудования. Не предусмотрены меры по сокращению офшоризации интеллектуальной создаваемой в России. Нет работ, направленных на развитие российской системы навигации ГЛОНАС. Не предусмотрены работы по увеличению количества и повышения качества предоставления электронных услуг гражданам.

Часть результатов, ожидаемых после реализации мероприятий плана не имеют качественных показателей, что затрудняет их оценку, а те показатели, которые внесены в план вряд ли смогут свидетельствовать о развития ИТ-отрасли.

Так в 2014 году должны быть разработаны и запущены механизмы, мотивирующие международные компании к открытию в России центров исследования и разработок, о чем министерство доложит Правительству РФ, но механизмы оценки эффективности предложенных мер, и перечень результатов, которые будут достигнуты от реализации их в 2014 году, не указаны. 

Обозначенное количество технопарков не менее 11 к 2015 году, выглядит более чем странным, потому как в комплексной программе «Создание в российской федерации технопарков в сфере высоких технологий» до 2014 года должны быть созданы 12 технопарков, часть которых согласно сведениям, размещенным на специализированной странице http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=25 уже построены, 6 технопарков, 5 технопарков находятся на финальных стадиях строительства.

Оценить эффективность мер, запланированных министерством на 2016 год, по поддержке экспорта ИТ продукции так же не представляется возможным, в связи с тем, что результатом реализации данного мероприятия является отчет в Правительство РФ.

Как повлияют на развитие отрасли разработка не мене 17 ИТ стандартов, запланированных Минкомсвязью, и почему не менее 17, из контекста документа понять сложно. Вызывает вопросы пороговое значение не менее 7 человек численности сотрудников ИТ-компаний, которым будут предоставляться налоговые льготы, ведь в большинстве своем малый ИТ бизнес составляют индивидуальные разработчики или группы из 3-4 человек.

Развитие технологических конкурсов, соревнований и олимпиад в сфере ИТ будет реализовываться путем создания некой концептуальной системы, о чем будет подготовлен отчет, но вот внедрение и реализация данной системы Минкомсвязью не предусмотрено.

Работы по реализации проектов для лиц старшего возраста, запланированные Минкомсвязью уже повсеместно реализуется в регионах и общественными организациями, остается не ясным, что именно будет делать министерство, потому как результат по этому мероприятию опять же фигурирует в виде отчета.

В плане Минкомсвязи все же есть несколько мероприятий, размещенных в разделе мер общего характера, имеющий четкий и конкретных характер, это мероприятия относящиеся к формированию подпрограммы «Развитие отрасли информационных технологий» государственной программы «Информационное общество (2012-2020)», где будет предусмотрено выделение бюджетных средств не реализацию данного плана.

Анализа документа наталкивает на вывод, что в результате реализации мероприятий плана будет подготовлено множество отчетов и докладов, но по существу не будет сделано ничего.

Результат, к которому идёт министерство, согласно обозначенным в плане показателям, можно достичь и не вмешиваясь отрасль, дав ей свободно развиваться согласно законам рынка, в то же время не запустив работы, начатые ранее. Может быть это и есть реальная цель министерства, скрытая между строк плана. Будем ждать результатов, тем более часть из них должна быть достигнута уже в 2014 году.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: