Борьба с разжиганием ненависти в Интернете – французский законопроект

Французский парламент в мае 2020 года принял проект Закона о противодействии разжиганию ненависти в Интернете (Proposition de loi visant à lutter contre la haine sur Internet). В настоящее время документ ожидает подписания президентом республики.

В законопроекте указаны организации, имеющие отношение к исполнению закона. Это, во-первых, CSA, Conseil supérieur de l’audiovisuel – высший совет по аудиовизуальным средствам, он осуществляет контроль за исполнением положений законопроекта. CSA создан в соответствии с законом Леотара от 30 сентября 1986 года №861067 о свободе коммуникаций (с учётом дополнений закона №89-25 от 17 января 1989 года) и наделён полномочиями по регулированию аудиовизуального сектора. Имеет статус независимого государственного органа, в соответствии с этим статусом наделён правом сообщать о своих действиях связанным с ним государственным органам, но не подчиняется правительству или другому органу власти.

Во-вторых, OCLCTIC, Office central de lutte contre la criminalité – центральное управление по борьбе с преступлениями, связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Является подразделением центрального управления судебной полиции Франции, которое входит в состав Главного управления национальной полиции МВД Франции.

OCLCTIC отвечает за борьбу со всеми формами правонарушений, которые происходят с использованием информационных и коммуникационных технологий, независимо от сферы деятельности (как в сфере IT, так и в любых других).

Основными задачами подразделения являются противодействие компьютерным вторжениям; противодействие мошенничеству в сфере IT; борьба с подделкой банковских карт; борьба с мошенничеством в системах, принадлежащих операторам связи; контакты с Интерполом; техническая помощь полиции; криминалистика в компьютерной сфере; исследование перспективных технологий и угроз, а также анализ отчётности.

Законопроект оперирует следующими терминами:

  • Онлайн-платформа – интернет-ресурс, управляемый оператором онлайн-платформы.
  • Оператор онлайн-платформы – физическое или юридическое лицо, предлагающее, возмездно или безвозмездно, профессиональный сервис онлайн-коммуникации.

Положения законопроекта

Предусмотрен следующий порядок противодействия разжиганию ненависти в Интернете:

1. Онлайн-платформа обязана предоставлять электронную форму подачи жалобы и информировать об иных способах подачи жалобы.

2. Онлайн-платформа обязана в случае подтверждения обоснованности полученной жалобы:

  • в течение 24 часов с момента подачи жалобы удалять публичные сообщения, разжигающие ненависть на основе расовой принадлежности, религии, сексуальной ориентации, пола, состояния здоровья, а также сообщения, представляющие собой сексуальные домогательства;
  • удалять призывы к терроризму и детскую порнографию с в течение одного часа с момента подачи жалобы;
  • информировать OCLCTIC в течение того же периода времени.

Предложенный режим исполнения законопроекта может создавать сложности операторам онлайн-платформ: конкретные критерии обоснованности жалобы не определены, тем не менее, за 24 часа оператору необходимо принять решение о факте «разжигании ненависти», которое по своей сути является контекстуальным, специфичным и зависимым от трактовки. На практике сложно строго определить «явную незаконность» контента.

3. Онлайн-платформа должна иметь законного представителя на территории Франции.

4. Онлайн-платформа должна напоминать авторам о «явно незаконном» контенте, который был удалён, и возможных гражданских и уголовных санкциях.

5. Онлайн-платформа должна информировать лиц в возрасте до 15 лет о потенциальных правовых санкциях, которым они могут подвергнуться при публикации в Интернете контента, разжигающего ненависть.

6. Онлайн-платформа должна обеспечить однозначное понимание своих стандартов проверки контента и демонстрировать в отчётах для CSA свою внутреннюю организацию и ресурсы, выделенные для исполнения обязательств по удалению незаконного контента.

7. Пользователи онлайн-платформы должны предоставлять информацию о фактах и причинах направления жалобы, а также о расположении предположительно незаконного контента.

8. Намеренное искажение информации при подаче жалобы на удаление контента может повлечь наказание в виде лишения свободы сроком на один год и (или) штрафа в размере до 15 тысяч евро.

9. OCLCTIC для борьбы с распространением копий контента, на который подана жалоба, может по решению суда запретить доступ ко всем сайтам, содержащим, полностью или частично, контент, обозначенный в жалобе.

10. CSA осуществляет контроль онлайн-платформ на соответствие требованиям закона и вправе наложить штраф:

  • за отказ от сотрудничества с правоохранительными органами, в том числе путем невыдачи данных, которые могут позволить идентифицировать лиц, разместивших предполагаемый незаконный контент, на сумму до 250 тысяч евро;
  • за отказ от удаления незаконных материалов в установленные сроки на сумму до 1,25 миллиона евро;
  • в случае повторяющегося и существенного несоблюдения одного или нескольких из вышеописанных требований закона, в размере до 4% от годового оборота онлайн-платформы – не во Франции, а в целом, во всех странах, где присутствует онлайн-платформа.

11. CSA осуществляет контроль эффективности и корректности удаления онлайн-платформой запрещённого контента.

Резюме

Законопроект соответствует глобальной тенденции на ужесточение регулирования контента, имеющего отношение к темам терроризма, разжигания ненависти по признаку расы, религии, сексуальной ориентации, пола или инвалидности. Законопроект придерживается подхода, аналогичного закону NetzDG в Германии, но имеет более широкую сферу действия.

С учётом того, что Германия и Франция являются передовыми странами ЕС, данные законодательные инициативы могут стать отправной точкой для создания общеевропейских стандартов для борьбы с разжиганием ненависти в Интернете. Вероятно появление аналогичных подходов в области правового регулирования в других регионах мира.

Попытки ввести подобное регулирование предпринимались в России. В 2018 году депутаты Госдумы Сергей Боярский и Андрей Альшевских представили законопроекты о регулировании социальных сетей и штрафах для их владельцев, в которых предлагали аналогичный подход к регулированию социальных сетей. Законопроекты были одобрены Думой в первом чтении, дальнейшей работы по ним на сайте ГД не зафиксировано.