Мicrosoft опубликовала второй ежегодный доклад о том, как информационные технологии меняют нашу жизнь. Данные получены путем опросов интернет-пользователей, из России в том числе.
В исследование включено 12 стран: Франция, Германия, Япония, Южная Корея, США (это – развитые страны), а также Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Южная Африка, Турция и Россия (развивающиеся).
По сравнению с данными аналогичного исследования, опубликованными в январе 2014 года, респонденты повысили оценку роли IT в ликвидации безграмотности и улучшении системы перевозок, но стали меньше верить в то, что технологии могут укрепить социальные связи и расширить персональные свободы, в том числе политическое самовыражение.
Самым болезненным остается вопрос личной информационной безопасности (приватности). Показатель озабоченности конфиденциальностью персональной информации за год вырос на 5 процентных пунктов.
Кроме приватности, людей тревожат вопросы персональной безопасности и доверия к медиа.
В целом респонденты положительно оценили влияние технологий на следующие сферы жизни:
- Повышение социальной активности. Респонденты во всех странах согласились, что социальные медиа способствуют этому. Развивающиеся страны по-прежнему считают, что технологии расширяют возможности политических высказываний населения, хотя за год энтузиазм несколько поубавился (минус 6 пунктов).
- Удачные покупки. 77% респондентов из развитых стран и 72% из развивающихся заявили, что им стало проще находить подходящие по цене и качеству продукты. Даже у наименее удовлетворенных шопингом покупателей из Китая этот показатель достигает 65%.
- Рост инноваций. Большинство опрошенных считают, что технологии способствуют инновациям в бизнесе. В Индонезии, Бразилии и Индии количество энтузиастов превышает 80%.
- Стартапы. Начать собственный бизнес стало проще, уверены респонденты во всех странах. И вновь Индонезия и Бразилия – среди самых позитивных стран.
- Производительность труда. Технологии повышают её, считают большинство опрошенных. В развивающихся странах так думают семь из десяти респондентов.
Тем не менее, исследование отмечает разницу в отношении к технологиям в развитых и развивающихся странах. Жители развитых высказывают энтузиазм по поводу IT, а в развивающихся сильны опасения. Например:
- Социальные связи. Позитивное влияние IT на укрепление связей между людьми отмечают 60% респондентов в развитых странах и лишь 36% – в развивающихся.
- Офлайн- и онлайн-сервисы. 59% жителей развитых стран считают онлайн-сервисы (вроде Uber и Airbnb) лучше, удобнее и выгоднее, чем традиционные такси и отели. А 67% опрошенных из развивающегося блока отдают предпочтение офлайну.
- Доверие к медиа. Доверие к медиа в развивающихся странах выше, чем в развитых. По этой причине 70% респондентов из первой группы получают информацию из соцмедиа, по сравнению с 31% из второй.
- Здоровый образ жизни. Один из самых противоречивых пунктов: 57% опрошенных из развивающихся стран считают, что технологии помогают им держаться в форме (благодаря информации о диетах, счетчиках калорий и программам упражнений), тогда как в развитых странах 62% респондентов обвиняют технологии в ухудшении здоровья (просиживание многих часов перед монитором, игры на приставках, планшетах и т.д.).
- Дети. Родители из развивающихся стран (77%) хотят, чтобы их дети имели больше доступа к технологиям, а из развитых (56%) – наоборот, мечтают сократить общение детей с компьютерами.
- STEM (science, technology, engineering, mathematics – наука, технология, техника, математика) и гендерные проблемы. Хотя многие из опрошенных высказали уверенность, что в будущем лучшие рабочие места будут в области STEM, менее шести из десяти респондентов в развитых странах сказали, что они заинтересованы в подобной профессии. В развивающихся странах о такой работе мечтают 85% опрошенных. Среди женщин из развивающихся стран количество заинтересованных в профессии из STEM-сферы достигает 77%, а из развитых – лишь 46%.

Подобное расхождение во мнениях значимо, поскольку население развивающихся стран с их энтузиазмом по поводу пользы технологий в совокупности в шесть раз больше, чем в развитых (и онлайн-пользователей в развивающихся странах в два раза больше). В то же время, жители развитых стран с их претензиями к технологиям заставляют IT-компании не просто “производить продукт”, но предоставлять потребителям более совершенные товары и услуги.
Приватность
Практически единственный пункт, по которому сходятся почти все респонденты – это отрицательное влияние технологий на приватность. Особняком стоит лишь Индия – там процент идеалистов, отметивших улучшение дел в области конфиденциальности, превышает процент скептиков (35% против 32% соответственно). Ближе всех к Индии стоит Индонезия (27% против 30%).
Самый высокий показатель по этому параметру у Японии (5% энтузиастов против 68% скептиков) и Франции (9% против 68%). Соотношение в России – 25% против 40%.
В целом по обоим группам стран ущерб конфиденциальности, который наносят IT, отмечают 52%, пользу – 18%.
Большинство населения считает защиту персональных данных неадекватно низкой. Люди хотят, чтобы у персональных данных было больше правовой защиты, и чтобы права интернет-пользователей регулировались местным законодательством, независимо от того, где находятся компании, предоставляющие онлайн-сервис. Также высказываются пожелания, чтобы личные данные в облаках были защищены теми же законами, что и бумажные документы.
Исследование проводилось онлайн между 17 декабря 2014 года и 1 января 2015 года консалтинговой компанией Penn Schoen Berland. В опросе приняли участие 1202 человека из 12 стран.
Подробные результаты исследования >>