В России на данный момент зарегистрировано 747 блогов, при этом 517 из них размещаются в соцсети «ВКонтакте», свидетельствуют результаты исследования рынка электронных СМИ в России, проведенного аналитическим подразделением департамента информационных технологий города Москвы.
Исследование относит зарегистрированные блоги к электронным СМИ и отмечает, что в их структуре блоги занимают 8%; 34% приходится на сетевые издания и около 58% — это электронные периодические издания. Всего же в России официально зарегистрировано как средство массовой информации около 9,5 тысяч электронных ресурсов, отмечается в исследовании.
[box]Напомним, что так называемый закон о блогерах вступил в силу 1 августа 2014 года. На блогеров накладываются обязанности СМИ, однако прав СМИ им не дают. Как писал Экспертный центр электронного государства, в марте 2015 в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части наделения владельцев сайтов в сети «Интернет» (блогеров) статусом, правами и обязанностями журналистов. Однако законопроект все еще находится на рассмотрении.В начале августа Роскомнадзор, опубликовав сводку о количестве зарегистрированных за год блогеров, отдельно отметил, что «блогеры не приравниваются к СМИ».
Заметим, что в сообщении Роскомнадзора говорилось о 640 блогерах, ДИТ же считает не блогеров, а блоги, поэтому числа несколько отличаются. «В своем исследовании мы указали общее количество блогов, указанных в реестре (Роскомнадзора). При этом один блогер может регистрировать несколько страниц в Интернете. Есть блогеры, которые зарегистрировали свои страницы сразу на трех ресурсах: vk.ru, twitter.com и instagram.com. Если учитывать этот факт, то количество зарегистрированных блогеров будет меньше», — пояснили D-Russia.ru в ДИТ.[/box]
Как отмечают аналитики ДИТ, по итогам 2015 года рост числа регистраций сетевых изданий может составить до 10% по сравнению с прошлым годом (в 2014 году их зарегистрировано свыше тысячи). Основным драйвером роста станет увеличение числа зарегистрированных блогов. Сейчас свидетельство о регистрации в среднем в месяц получают порядка 70 блогов и крупных сообществ в социальных сетях.
Основным источником трафика для электронных СМИ являются ссылки на партнерских ресурсах и новостных агрегаторах — этим путем на страницы издания приходят до 40% посетителей. Прямые заходы и ссылки из поисковых систем обеспечивают 23% и 21% аудитории соответственно. Переходы из социальных сетей составляют на данный момент только 10% от общего числа. При этом 10 из 10 электронных СМИ имеют свое представительство и публикуют новости во «ВКонтакте», Facebook и Twitter.
«В целом можно отметить тенденцию перетекания аудитории сайтов электронных СМИ в социальные сети — российские пользователи все больше читают новости в социальных сетях, делятся ими с друзьями, но вот переходят из социальных сетей на сайты электронных изданий далеко не всегда», — комментирует ситуацию руководитель аналитического подразделения ДИТ Алексей Чукарин.