В 2021 году Роскомнадзор провёл более 3,9 тысячи контрольных мероприятий в отношении операторов персональных данных (ПД), свыше 80% проверок выявили, что операторы работают с нарушениями, сообщило ведомство.
Среди нарушений – не назначен ответственный за обработку, не обеспечен внутренний контроль и необходимые меры безопасности ПД, отсутствуют правовые основания для обработки ПД.
«Результатом неисполнения операторами баз [персональных] данных требований действующего законодательства в сфере ПД являются регулярные утечки ПД граждан. Граждане, чьи ПД оказываются в свободном доступе, всё чаще получают навязчивые рекламные сообщения и звонки, становятся жертвами телефонных мошенников. Всего [зафиксировано] более 3,7 миллиона подобных звонков за 2021 год», – сказано в сообщении.
См. также: МВД оценило ущерб от телефонного мошенничества в 45 млрд руб в 2021 году >>>
На протяжении 2021 года в Роскомнадзор поступило более 38 тысяч жалоб граждан на неправомерную обработку их ПД, главным образом на владельцев интернет-сайтов (в том числе социальных сетей), кредитные учреждения, организации ЖКХ, коллекторские агентства. Это объясняется во многих случаях обработкой ПД значительного числа граждан в связи с их обязательствами, в том числе финансового характера.
По выявленным нарушениям требований Федерального закона «О персональных данных» и на основании судебных решений в реестр нарушителей прав субъектов ПД включено 93 ресурса, составлено более 220 протоколов о привлечении к административной ответственности.
По оценке ведомства обработку ПД граждан на территории Российской Федерации осуществляют свыше 6 миллионов организаций и индивидуальных предпринимателей. Общее количество баз ПД, с которыми работают операторы ПД, превышает 3 миллиона. О каждом гражданине РФ, в зависимости от его активности в Интернете, содержатся записи в среднем от 10 до 100 и более базах данных. В общей сложности это почти 13 миллиардов записей ПД граждан России.
Для помощи гражданам в защите их интересов в судах при участии Роскомнадзора создан Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде. Центр оказывает безвозмездную помощь гражданам, в том числе жертвам мошенников.
Как сказано в сообщении, благодаря подготовленным Центром требованиям гражданам, чьи ПД незаконно использовались мошенниками, удалось добиться аннулирования сделок по микрозаймам со стороны ряда микрофинансовых организаций.
С момента открытия Центра в сентябре 2021 года за помощью уже обратилось более 450 человек из различных регионов страны. Филиалы центра работают в Москве, Северо-Западном, Сибирском и Приволжском федеральных округах.

















