Результаты первого заседания комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни, а так же недавние заявления статс-секретаря, заместителя министра экономического развития Олега Фомичева о значительном сокращении количества электронных услуг не оставили равнодушными большинство экспертов, небезразличных к судьбе электронного правительства. Позвольте мне, как человеку с многолетним опытом в данной сфере высказаться по этому вопросу, подчеркнув, что излагаю личное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции Экспертного центра.
Когда в июле информатизацию госсектора сделали правительственным приоритетом и предельно усилили соответствующую правительственную комиссию, у регионов появилась надежда сдвинуть с «мёртвой точки» застывшее в последний год электронное правительство. Губернаторы знают, что отвечать придётся перед президентом, поэтому уделяют этому вопросу особое внимание.
До этого более года проблемы региональной информатизации фактически не решались: заседания комиссии предыдущего разлива проводились крайне редко, развитие инфраструктуры электронного правительства на федеральном уровне было «заморожено», противоречивые публичные заявления минкомсвязи фактически остановили развитие электронного правительства в регионах.
Поэтому от первого заседания новой комиссии 19 сентября с.г. регионы ждали если уж не решения всех «своих» проблем, то ответов на самые сложные и важные вопросы, точно. Глава минкомсвязи, Николай Никифоров, был солидарен с регионами, написав в своём твиттере: «Это (создание новой комиссии) придаст серьёзный импульс переводу госуслуг в электронный вид».
Однако не всем надеждам суждено сбыться. Участие регионов в заседании свелось к нескольким заранее согласованным выступлениям с краткими и бодрыми докладами о достигнутых успехах. Попытки
«с мест» выйти за эти «узкие» рамки пресекались, хотя значительная часть решений, принятых на заседании, касается именно регионов. «Опять без меня меня женили!» — так регионы описали произошедшее.
Зато много времени было потрачено на обсуждение необходимости наведения порядка с информацией на портале госуслуг. Самый запоминающийся момент заседания – председатель правительства нашёл на сайте несуществующего ведомства новости про личную жизнь Ксении Собчак. На вопрос: «Кто виноват?» — Николай Никифоров расплывчато ответил, что его ведомство лишь «оператор портала с юридической точки зрения». Кстати, на проблемы портала указал глава минэкономразвития Алексей Улюкаев, чьё ведомство здесь тоже вроде не совсем независимый наблюдатель.
30 сентября 2013 г. на сайте правительства опубликовали решения по итогам заседания комиссии. Эксперты обратили внимание, что в протоколе, за подготовку которого отвечает ответственный секретарь комиссии Николай Никифоров, ряд поручений, данных во время заседания, был весьма вольно переосмыслен.
Так что же решила комиссия?
Минкомсвязи и минэкономразвития поручили сформировать перечень услуг, перевести в электронный вид которые нужно в первую очередь. Весьма странное поручение, ведь перечни таких услуг были определены ещё в 2009 году. А с 2012 года самые востребованные услуги должны были стать электронными. Все ли россияне сегодня могут из дома записать детей в детский сад? Многие ли из нас пользовались преимуществом электронного рецепта? К любому ли врачу мы можем записаться? Получил ли хоть кто-то пособие по уходу за ребёнком, не посещая отделения соцзащиты? Ответ очевиден!
Те же выводы содержатся в письме (http://www.cnews.ru/news/top/?2013/06/25/533261) вице-премьера Сергея Приходько, которые он направил главе правительства. В этом письме он оценил текущую работу по развитию электронного правительства на федеральном уровне как неудовлетворительную. В частности, он указал, что федеральные органы власти не соблюдают установленные сроки перехода на предоставление госуслуг в электронном виде, отсутствует координация органов власти, появились сбои в работе Единого портала госуслуг, нестабильность функционирования системы межведомственного взаимодействия. Статью об этом мы ранее публиковали.
По ряду других оценок, работающих электронных услуг на едином портале не более 5%. Т.е. подавляющая часть их так и не стала электронной.
Тогда зачем новый список услуг на перевод в электронный вид?
По мнению опрошенных экспертов, такое поручение — это неафишируемое признание минкомсвязи и минэкономразвития в собственной недееспособности.
Складывается впечатление, что такая ситуация устраивает правительство и оно не собирается наводить порядок в этой сфере. Судите сами. Для повышения удовлетворённости граждан
и востребованности электронных госуслуг предлагается помимо нового их перечня организовать всероссийскую очередь для предварительной записи на получение госуслуг и разработать новую концепцию развития механизмов их предоставления. При этом никто не собирается совершенствовать рабочие места людей, непосредственно предоставляющих госуслуги. Получается, как с дорогами: восьмиполосная «вылетная» автомагистраль Москвы упирается в двухполосную дорогу в Московской области. Результат известен – знаменитые десятибальные пробки и всеобщее негодование.
Уважаемые чиновники, к чему вы собираетесь организовать электронную очередь? К некачественным услугам? Что толку от электронной очереди, если предоставлять услуги будет «вас много, а я одна» Тамара Николаевна, вынужденная вести бумажную картотеку? Результат будет тот же – десятибальные пробки за госуслугами и общая неудовлетворенность качеством оказанных услуг.
Похожие чувства вызывает поручение по подготовке концепции развития механизмов предоставления госуслуг. Какая гражданам будет польза от ещё одного (или не одного) способа получения всё тех же 5% электронных услуг? Много ли людей захотят посетить выставку, если основной акцент организаторы сделают не на выставляемых экспонатах, а на количестве входных дверей? Конечно, после этого можно будет с «чистой совестью» доложить президенту: «Люди у нас «тёмные», мы им столько дверей понаделали, а они даже не заходят!» Едва ли такой подход устроит общество и президента.
Не меньше вопросов и к желанию Минкомсвязи повысить качество госуслуг за счёт организации доставки результатов оказания услуг через Почту России. Через ту самую почту, которая приобрела сомнительную известность после опубликования блогером отчёта о том, как её специалисты 48 дней доставляли посылку из Симферополя в Москву через Новосибирск. Ту самую, которая «в долгах,
как в шелках». И ведь трёх месяцев не прошло, как Дмитрий Медведев жёстко раскритиковал сложность регистрации на едином портале госуслуг, одной из причин которой являются систематические задержки в доставке кодов для входа на портал Почтой России. А вы бы хотели перенести свой отпуск из-за того, что не получили загранпаспорт вовремя или получили его порванным и промокшим, как это было с отправлениями в мае с.г. на центральном почтовом складе в Москве?
Странно выглядит и следующее поручение комиссии: обследовать до 25 декабря 2013 г. 5 тысяч населённых пунктов с количеством жителей от 500 до 10 тысяч, не обеспеченных современными услугами связи. Во-первых, если действительно проводить обследование с замерами на местах, то поставленный срок явно недостаточен.
Во-вторых, необходимая информация есть у Роскомнадзора и Россвязи, которые дают разрешения на строительство сетей и лицензируют операторов связи.
Для того, что бы убедиться в доступности необходимой информации, достаточно посетить, например, сайт Роскомнадзора (ссылка). Почему Минкомсвязь не знает об этом?
Напомним, что Николай Никифоров уже докладывал на совещании у президента Владимира Путина, что операторы связи согласны взять на себя дополнительные обязательства по строительству LTE-сетей в населённых пунктах с населением от 10 тыс. человек, а не с 50 тыс. человек. Поэтому эксперты удивились, когда попытка принять ещё раз то же решение повторилась на заседании комиссии, но уже в отсутствие операторов связи.
Главную проблему регионов с УЭК озвучил на заседании московский мэр Сергей Собянин – зачем в 2015 году одновременно выдавать универсальные электронные карты и паспорта нового поколения, если по функциональному наполнению они фактически не отличаются. Интересно, что по его оценкам затраты на выпуск универсальных электронных карт для обязательной выдачи всем москвичам составят около 10 млрд руб., а паспортов нового поколения – не менее 5 млрд руб. Сбербанк согласился, что выдавать одновременно 2 носителя бессмысленно, и уступил первенство будущему паспорту нового поколения, оставив за собой поставку идентификационного приложения. Дмитрий Медведев поручил сформировать рабочую группу, в которую должны войти специалисты по универсальной электронной карте и по паспорту нового поколения, для проработки этого вопроса.
Вместо этого в протоколе появилось поручение о переносе срока обязательной выдачи универсальной электронной карты на 1 год, а регионы обязали размещать на универсальных электронных картах за свой счёт электронные подписи, необходимые для входа на портал госуслуг. Не секрет, что главная проблема проекта – его очевидная убыточность в подавляющем большинстве регионов. Появление же такого поручения только усугубило и без того непростую ситуацию.
К повышению нагрузки на региональный бюджет приведёт и обязательство по открытию пунктов выдачи УЭК, в том числе на площадках МФЦ. Поручение представить соответствующие планы содержится в протоколе.
Сейчас выдачей универсальных электронных карт занимаются отделения Сбербанка. Поток желающих получить карты оказался незначительным, поэтому во многих регионах с этой задачей успешно справлялись 1-2 отделения банка. Открытие же собственных пунктов выдачи карт приведёт к значительным финансовым затратам регионов.
Итак, совсем скоро предстоит отчитываться перед президентом о выполнении следующих задач из майских указов:
к 2018 году 70% населения должны получать госуслуги в электронном виде, при этом 90% граждан должны быть удовлетворены качеством предоставления госуслуг;
к 2015 году 90% граждан должны получать госуслуги по принципу «одного окна», в том числе в МФЦ, а время ожидания с 2014 года не должно превышать 15 минут.
Теперь ответьте на вопрос: «Какие из перечисленных задач решает протокол?» Как сказал один из участников о первом заседании комиссии: «Замах на рубль был, а удар получился на копейку».