Алексей Козырев: предполагается, что первые комплексные и проактивные услуги появятся на ЕПГУ уже в этом году
Заместитель министра связи Алексей Козырев рассказал о планах министерства по реализации так называемых «комплексных» и «проактивных» государственных услуг и о препятствиях, которые мешают сделать это быстро: это заявительный порядок предоставления госуслуг, а также недостаток сведений от ведомств, необходимых для оказания сопутствующих госуслуг.
Об этом Козырев сказал на минувшей неделе на круглом столе «Цифровые услуги и цифровой контроль» в ходе Х Международного форума «ITForum 2020 / Цифровой мир» в Нижнем Новгороде, отвечая на вопрос модератора мероприятия – руководителя Экспертного центра электронного государства Павла Хилова.
Павел Хилов напомнил, что разговоры о запуске подобного вида услуг ведутся уже давно, – упоминания о них есть и в системном проекте электронного правительства, и в поручениях президента об улучшении качества госулуг, разговоры эти продолжаются при разработке программы «Цифровая экономика», однако на деле изменений пока не наблюдается.
[box]
Так называемые комплексные услуги – это несколько государственных услуг (зачастую оказываемых разными ведомствами), необходимость в которых вызывает одно и то же событие в жизни гражданина. Например, при рождении ребёнка — его нужно зарегистрировать в ЗАГСе, выдать ему СНИЛС (услуга Пенсионного фонда), выдать родителям материнский капитал (органы социальной защиты), поставить в очередь в детский сад, присвоить ребёнку гражданство (ФМС) и др. Сейчас человек, пусть даже через портал госуслуг, вынужден подавать отдельное заявление на получение каждой из них.
Под проактивным принципом оказания услуг понимается, что граждан будут информировать о полагающихся им услугах на основании сведений в государственных реестрах и информационных системах (например, о полагающихся субсидиях, или о скорой замене паспорта по возрасту или при изменении фамилии). Подобным образом работает новый портал госуслуг для сервисов получения сведений из баз данных ФНС, ГИБДД и службы судебных приставов, когда после авторизации на портале человек сразу получает актуальную информацию из баз данных ведомств о штрафах и задолженностях.
[/box]
[box]
Из поручений президента РФ
…Представьте предложения по изменению принципов предоставления услуг в электронной форме, предусмотрев в числе таких изменений:
а) организацию посредством единого портала предварительного информирования заявителя (без обращения заявителя) о полагающихся ему услугах на основании сведений в государственных информационных ресурсах;
б) предоставление на основании единого заявления в электронной форме набора услуг при наступлении определенного события, дающего право на получение таких услуг (рождение ребенка, регистрация брака и других);
[/box]
Алексей Козырев отметил, что, с точки зрения Минкомсвязи, комплексная услуга – это некий надведомственный процесс получения услуги, когда гражданин единовременно предоставляет сведения о его жизненной ситуации, после чего органы власти сами взаимодействуют между собой и с информационными системами.
«Заявление на получение услуги должно быть подано гражданином, и в этом заявлении, как правило, требуется, чтобы гражданин указал все необходимые данные для предоставления этой услуги. В результате, когда услуги должны предоставляться в цепочке и параллельно, возникает нормативная необходимость переподписывать заявление у гражданина», — пояснил он.
По словам замминистра, для устранения этого необходимо наделить соответствующими полномочиями орган власти и информационную систему (например, чтобы Минкомсвязь и ЕПГУ имели право подавать заявление от имени гражданина).
Кроме того, часто возникает ситуация, когда даже ведомство, предоставляющее услугу в электронном виде, сообщении гражданину в процессе оказания этой услуги указывает не все сведения, необходимые для предоставления следующей, сопутствующей услуги – т.е. в электронном виде на портал в личный кабинет гражданина не поступает полный перечень необходимых сведений. Здесь также необходима соответствующая доработка процедуры.
Козырев рассказал, что в прошлом году ВШЭ выиграла конкурс на разработку наборов жизненных ситуаций для предоставления комплексных услуг, сейчас эти материалы включены в техническое задание на развитие ЕПГУ на 2017 год, и ожидается, что в этом году прообраз таких услуг начнёт появляться на портале. В этом году планируется сделать цепочки услуг удобными для заявителя, но «преодолеть барьер однократности заявления» в этом году вряд ли удастся, сказал замминистра.
Надведомственный бизнес-процесс предоставления комплексных услуг – когда ведомства по цепочке будут передавать сведения для получения услуги – Минкомсвязь рассчитывает запустить в следующем, 2018, году. Для этого нужно будет решить, в какой информационной системе такие бизнес-процессы проектируются, а также преодолеть нормативные и технологические преграды.
Начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов добавил, что заявительный порядок (собственноручно подписанное заявление) требуется и для подавляющего (85%) числа региональных госуслуг, что также необходимо отменять, чтобы процесс получения комплексной услуги заработал.
По мнению Козырева, для изменения ситуации нужно модифицировать 210-ФЗ («Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). «Этот закон был актуален на этапе, когда мы оперировали понятием государственной услуги, сейчас всё чаще мы сталкиваемся со спросом на данные, а не на услугу. Госуправление, основанное на данных, предполагает отмену заявительного характера предоставления госуслуги и переход от предоставления услуг к предоставлению функций», — сказал замминистра связи.