Александр Жаров предложил создать при Роскомнадзоре постоянно действующий семинар «Цифровой дом»

На проходящем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме на круглом столе «Вызовы в киберпространстве. Возможно ли обеспечить безопасность в Сети?» руководитель Роскомнадзора Александр Жаров предложил создать при этой организации постоянно действующий семинар «Цифровой дом». В переводе на английский название должно означать не «Digital Home», а «Digital Privacy», подчеркнул чиновник.

«Не все пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях – жертвы преступников», — сказал Александр Жаров. Он провёл аналогию между правилами дорожного движения, нарушение которых означает риск для жизни и здоровья, и правилами безопасного поведения в киберпространстве. Для того чтобы такие правила выработать и привить пользователям Интернета, и нужен предложенный им постоянно действующий на площадке Роскомнадзора семинар.

Вопросы кибербезопасности, по словам Жарова, делятся на несколько уровней.

Во-первых, это уровень национальной безопасности. «Мы должны говорить о национальном цифровом суверенитете. Государство как совокупность институтов, как представитель общества, а также бизнес, должны быть уверены, что информация в национальном пространстве распространяется суверенная, инфраструктура распространения информации находится либо под контролем бизнес-единиц, либо под контролем государства», — сказал он.

Читайте также «Игорь Щёголев: многосторонняя модель управления Интернетом имеет право на существование, но государства не должны оставаться «миноритарными акционерами» >> 

Говоря об общественном уровне информационной безопасности (ИБ), Жаров напомнил, что в России создан единый реестр запрещенной информации.

Что касается корпоративного уровня ИБ, то это вопрос каждой корпорации, сказал он. По словам Жарова, сейчас в мире на ИБ компании тратят около 4% от общего оборота. По его мнению, эта цифра будет расти.

Если говорить о личном уровне ИБ, за последнее время в этой области произошли фундаментальные сдвиги, сказал Жаров: пользователь Сети из обезличенного клиента превратился в объект пристального изучения. Корпорации формируют индивидуальный профиль пользователя и присылают ему таргетированную рекламу.

См. также «Интернет – это не ответ, или Ничего личного» >>> 

Жаров считает, что совокупность данных, которые пользователь сейчас загружает в Сеть по своему согласию, делает жизнь прозрачной. В частности, глава Роскомнадзора отметил такие сведения, как геолокация, программы для распознавания лиц и голоса и др.

Для определения границ персонального пространства в Сети ведомство и намерено организовать постоянно действующий семинар «Цифровой дом».

Концепция в области защиты личной информации граждан под рабочим названием «Цифровой дом», по словам Жарова, «предполагает разработку и реализацию отраслевых, корпоративных, образовательных и иных проектов, объединенных общей идеей – обеспечить пользователей Рунета комфортным, уютным и безопасным личным пространством в Сети».

По мнению руководителя Роскомнадзора, список потенциальных участников проекта из числа интернет-компаний может быть очень широким. На бизнес-уровне такая деятельность может быть включена в систему корпоративной социальной ответственности (КСО). В случае необходимости Роскомнадзор готов инициировать диалог с разработчиками международных стандартов корпоративной социальной ответственности, чтобы реализация проектов в рамках концепции «Цифрового дома» была интегрирована в отчетность КСО на уровне стандартов отчетности GRI-G3.

Первое заседание участников проекта «Цифровой дом» состоится в сентябре в ходе форума «Спектр-2016».

Ущерб экономике России от киберпреступности в 2015 году оценивался специалистами в 203,3 миллиарда рублей или 0,25% от ВВП. Прямой финансовый ущерб оценен в 123,5 миллиарда рублей (0,15% от ВВП России), а затраты на ликвидацию последствий – более 79,8 миллиарда рублей (0,1% от ВВП).

За 2015 год Роскомнадзор рассмотрел 33 327 обращений и жалоб граждан (субъектов персональных данных) и юридических лиц, поступивших в адрес Роскомнадзора и его территориальных органов. Рост по сравнению с 2014 годом составляет 60,4% (за 2014 год поступило 20 132 обращения). Из указанных обращений – 32647 составляют обращения и жалобы граждан (субъектов персональных данных) и 680 обращений юридических лиц.

Фото (с) Андрей Анненков

См. также «Роскомнадзор представил стратегию «информационно-публичной деятельности» в области защиты прав субъектов ПД» >>>