АЦ представил отчёт о зарубежном опыте государственного регулирования оборота данных

933

Аналитический центр при правительстве РФ опубликовал результаты исследования состояния законодательства зарубежных стран в области управления данными и описания моделей его правового регулирования.

Напомним, в РФ с 1 июля 2019 проводится эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах; на сегодняшний день эксперимент продлён до 31 декабря 2020. Эксперимент должен сделать эффективнее обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов национальной системы управления данными (НСУД), а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры цифрового профиля.

НСУД, помимо прочего, включает в себя утверждение единых требований к управлению данными и перевод всех данных, хранящихся в бумажном виде, на реестровую модель, что позволит установить единство форматов и атрибутов данных и значительно улучшить работу органов исполнительной власти.

При проведении исследования в первую очередь изучались те страны, где правовое регулирование управления данными представляется наиболее развитым и достаточным для дальнейшего детального исследования, отмечают в АЦ. Среди них особо выделяются Великобритания, Австралия, Сингапур, Франция, Германия и Эстония. В отчёте главным образом рассматриваются модели правового регулирования в области управления данными, которые сформированы в законодательстве государств-членов Европейского союза – Франции, Германии и Эстонии.

АЦ выявил, что в этих странах правовой режим публичных данных, в том числе включённых в информационные системы, подробно конкретизирован. Строго регламентированы вопросы повторного использования публичных данных и монетизации – предоставления данных за плату, преимущественно в целях покрытия издержек государства, или же использование данных для оказания платных услуг, с раскрытием информации об основаниях для взимания такой платы и методиках её расчета. Расширен перечень случаев, при которых информация подлежит размещению в Интернете в форме открытых данных.

Аналоги данного термина (например, «информация публичного сектора») в различных национальных юрисдикциях понимаются по-разному, например, могут быть ограничены только данными государственных органов, или также охватывать данные различных государственных учреждений, отмечается в документе.

Наряду с развитием правового режима публичных данных в исследованных странах также происходит конкретизация правового режима персональных данных, включая потребительские данные как одну из их разновидностей.

Также отмечается тенденция к принятию законов, системно регулирующих наделение государственных данных статусом «эталонных» или «базовых», разработке порядка выявления и устранения противоречий в данных, обрабатываемых в разных государственных базах данных и информационных системах, а также к взаимодействию между различными государственными информационными системами.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: