Поток гомофобных, расистских и антисемитских хэштегов, распространившихся в последние месяцы, вынудил французские власти вступить в переговоры.
Twitter подвергается все более серьёзному давлению со стороны французских властей из-за распространения гомофобных, расистских и антисемитских высказываний, которые, по мнению Парижа, противоречат законодательству страны о мотивирующих ненависть высказываниях.
Французские министры ведут переговоры с руководством американского сервиса микроблогов в связи с опасениями, высказываемыми антидискриминационными группами и организациями по защите равных прав во Франции.
Несмотря на то, что сайт микроблогов называет себя самой популярной не нарушающей свободу слова платформой, Париж полагает, что администрация сайта должна активно бороться с публикацией во Франции твитов, содержащих агрессивные высказывания.
Конфликтная ситуация возникала после внезапного распространения оскорбительных хэштегов, которые на протяжении последних месяцев во Франции вошли в число наиболее популярных. Среди них следующие: #SiMonFilsEstGay (Если бы мой сын был геем) — в помеченных таким хэштегом твитах пользователи размышляют о том, каким образом они поступили бы с родственником-геем — и #SiMaFilleRameneUnNoir (Если бы моя дочь привела домой чернокожего), #UnBonJuif (Хороший еврей) и #SiJetaisNazi (Если бы я был нацистом).
Представители французских властей утверждают, что содержание большинства из этих твитов нарушает законодательство Франции по борьбе с публикацией расистских и дискриминационных высказываний.
На этой неделе в Париже при поддержке крупнейших в стране антирасистских организаций Французский еврейский студенческий союз обратился в суд с тем, чтобы заставить администрацию Twitter выдать личные данные пользователей, которые опубликовали антисемитские высказывания, отмеченные хэштегами #UnBonJuif (хороший еврей) и #UnJuifMort (мертвый еврей), и возбудить дело против этих пользователей.
В октябре руководство Twitter выразило свою готовность удалить оскорбительные хэштеги. Однако юрист Twitter Александра Нери (Alexandra Neri) заявила в суде, что личные данные пользователей переданы не будут. Она сообщила о том, что в Twitter сбор и хранение пользовательских данных осуществляется в Калифорнии, где законодательство Франции применить невозможно. По словам Нери, единственный способ заставить Twitter выдать пользовательские данные состоит в том, чтобы французские судебные власти обратились с просьбой выдать личные данные пользователей в американский суд.
«Мы не бежим от ответственности. Мы не хотим вместе с судебными властями Франции нарушать законодательство США. Наши данные хранятся в США, поэтому мы должны подчиняться правовым нормам этой страны», — сказала Александра Нери, добавив, что администрация Twitter не обязана передавать пользовательские данные французам. Во Франции суд вынесет официальное решение по этому делу 24 января.
Между тем конфликтная ситуация, возникшая в связи с оскорбительными твитами, выявила различие между американским правом на свободу выражения мнений, которое реализуется находящимся в Сан-Франциско сайтом Twitter, и европейским законодательством по борьбе с агрессивными высказываниями.
На днях в газете Le Monde вышла авторская статья министра по правам женщин и официального представителя правительства Франции Наджат Валло-Белкасем (Najat Vallaud-Belkacem), в которой она призывает Twitter уважать «ценности Французской Республики», а также рассмотреть возможность введения предупредительных мер по обеспечению безопасности с тем, чтобы предотвратить распространение агрессивных высказываний через Twitter во Франции.
На этой неделе министр цифровой экономики Флëр Пеллерин (Fleur Pellerin) в интервью LCI TV сообщила, что, поскольку компания Twitter открывает отделение во Франции и намерена развивать свою деятельность в Европе, «приспособиться к юридической и этической культуре, а также к философским принципам стран, в которых компания намерена развиваться в дальнейшем — в интересах этой компании». Она также заявила, что власти Франции ведут непрекращающуюся дискуссию с компанией Twitter, которая демонстрирует готовность принять идеи и предложения Парижа. «Они понимают, что им придется адаптироваться к другим культурам, правовым системам и уважать основные свободы тех стран, где они работают. Я думаю, они открыты к диалогу».
Она охарактеризовала возникшую ситуацию как переговоры, а не юридический поединок, и обратила внимание на то, что не следует разжигать конфликт между сторонами.
Позиция Twitter заключается в том, что компания не модерирует контент, однако предусматривает возможность выделения высказываний, пропагандирующих жестокое обращение с детьми, и немедленное удаление таких высказываний. Кроме того, в Twitter можно временно закрыть учётную запись, которая, по мнению администрации, является незаконной, или пользователь которой нарушает установленные правила. Антирасистские ассоциации Франции требуют от руководства Twitter расширить политику сайта с тем, чтобы пользователи могли выделять твиты, оправдывающие преступления против человечества или разжигающие расовую ненависть, а затем добиваться удаления подобных высказываний.
Twitter постоянно увеличивает количество своих пользователей во Франции. По данным аналитиков компании comScore, их число составляет 5,5 млн. человек. Ежедневно по всему миру рассылается такое количество твитов, длина которых составляет 500 метров.
В прошлом году широкие возможности Twitter были продемонстрированы спутницей президента Франции Франсуа Олланда Валери Триервейлер (Valerie Trierweiler), которая во время парламентских выборов в своём сообщении в Twitter высказалась в поддержку кандидата-диссидента. Это привело к политическому скандалу и скандалу личного характера в Елисейском дворце, не затихавшему не протяжении многих месяцев.
С точки зрения французского обозревателя новых информационных средств и социальных сервисов Гая Биренбаума (Guy Birenbaum), оскорбительные хэштеги и твиты, под которыми подразумеваются «хулиганы» и смутьяны, представляют собой очень маленькую часть ежедневно публикуемых во Франции твитов. Журналист назвал их «своего рода игрой, цель которой в том, чтобы хэштег попал в тренд, подобно проходящим на Новый год соревнованиям по сжиганию максимального количества машин». Он также заявил, что французское правительство в попытках решить эту проблему столкновения культур между Twitter и антидискриминационными организациями Франции выступает в роли посредника.
«Я не думаю, что наше правительство можно сравнить с китайским, заинтересованным в установлении контроля и цензуры». Он также выразил сомнение в том, что компьютерная система может эффективно фильтровать сообщения на предмет выявления агрессивных высказываний. «Реальное решение проблемы заключается в необходимости обучать молодежь и школьников пользоваться Интернетом, умению выражать свои мысли и нести ответственность».
В прошлом году в Германии произошёл небывалый случай, когда администрация Twitter удовлетворила просьбу властей страны заблокировать учётную запись запрещённой неонацистской группировки.
По материалам The Guardian от 9.01.2013.