Об авторе: Николай Распопин, министр цифрового развития Красноярского края.
Цифровые технологии в последнее время, в том числе из-за пандемии, приобрели большое значение и для госуправления, и для бизнеса, и для граждан. «Цифра» стала незаменимым помощником для многих областей: от решения бытовых задач до трансформации управления территориями. И Красноярский край – не исключение.
В 2021 году мы продолжили работу по созданию качественной современной инфраструктуры связи в регионе, цифровизацию отраслей посредством создания и развития различных информационных систем и запланировали основные проекты по цифровой трансформации государственного управления.
Сделано за прошлый год было немало. Остановлюсь на ключевых событиях.
Инфраструктура и связь
В 2021 году министерство продолжило работу по созданию качественной современной инфраструктуры связи в регионе.
В рамках краевой госпрограммы «Развитие информационного общества» в 2021 году впервые услугами сотовой связи и мобильного Интернета были обеспечены 12 населённых пунктов, в том числе посёлки Арктической зоны. В прошлом году нам, как и многим регионам, большую помощь оказал федеральный центр. В рамках обновлённой программы «Устранение цифрового неравенства» услугами сотовой связи были обеспечены ещё 27 небольших сёл и деревень.
Таким образом, в 2021 году благодаря федеральному и региональному бюджетам услугами сотовой связи и мобильным Интернетом были обеспечены 14 тысяч сельских жителей из 39 малочисленных и труднодоступных населённых пунктов края.
Несмотря на серьёзную поддержку федерального центра с прошлого года, губернатор края принял решение продлить до 2024 года включительно мероприятия по организации услуг связи в рамках краевой госпрограммы. С учётом региональных и федеральных средств в 2022 году планируем обеспечить сотовой связью почти вдвое больше сёл и деревень по сравнению с предыдущим годом.

В рамках нацпроекта «Цифровая экономика РФ» в регионе в 2021 году к Интернету мы подключили 1077 социально значимых объектов: 55 органов власти и местного самоуправления, 96 школ, техникумов и колледжей, 324 ФАПа, 19 объектов МЧС и 41 объект МВД, а также 542 учреждения культуры (библиотеки, дома культуры). Всего за три года реализации нацпроекта подключено 2401 учреждение. С 2021 года началось создание IT-инфраструктуры на 167 судебных участках мировых судей в крае, а с этого года начнется создание IT-инфраструктуры в школах, техникумах и колледжах.
Единый региональный справочный контакт-центр по номеру 122
Одним из главных проектов 2021 года стало создание единого регионального справочного контакт-центра (ЕКЦ). Он организован на базе контакт-центра по вопросам COVID-19, который начал свою работу в Красноярском крае в 2020 году. Решение о его создании принял губернатор края. Единый короткий номер 122 в будущем объединит ключевые горячие линии ведомств и служб региона. Сейчас по объективным причинам номер в основном используется для консультаций по вопросам здравоохранения, тестирования на коронавирус, вакцинации от COVID-19, обеспечения лекарствами.

С октября 2021 года мы реализовали на номере функцию записи на приём к врачу и на вакцинацию посредством голосового помощника. Благодаря применению технологий искусственного интеллекта удалось улучшить работу контакт-центра в части обработки вызовов. В 2020 году поступило более 290 тысяч звонков. В 2021 году – более 540 тысяч, из них 250 тысяч обращений граждан были обработаны в автоматическом режиме. Доступность номера составляет 99%.
В августе-сентябре на базе колл-центра мы организовали прием звонков граждан на прямую линию с губернатором края. За две недели операторы контакт-центра приняли почти 3 тысячи звонков.

Уже в этом году мы планируем роботизировать самые популярные тематики обращений граждан и обслуживать голосовым помощником без участия оператора: услуги МФЦ, вопросы сферы социальной политики, предоставление ответов на часто задаваемые вопросы, а также внедрить Smart-IVR – интеллектуальную голосовую систему для обработки и маршрутизации звонков жителей. Поступивший вызов будет классифицироваться на основании высказывания абонента в свободной форме, а затем маршрутизироваться в соответствии с запросом. То есть в будущем не нужно будет прослушивать все меню и выбирать нужную кнопку. Выслушав вопрос, система сама определит, к какой тематике он относится.
Реализация стратегии цифровой трансформации
В августе 2021 года была утверждена региональная стратегия цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления на 2022-2024 годы. Документ разработан в соответствии с поручением президента России.
Каждый регион предложил стратегию развития по шести обязательным общероссийским отраслям, а также включил в документ свои дополнительные отрасли. У Красноярского края, помимо основных направлений – образование и наука, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт, государственное управление, социальная сфера – в стратегию также вошли промышленность, экология и природопользование, сельское хозяйство и строительство.
В стратегию включены 66 проектов: 37 федеральных и 29 региональных. Среди прорывных проектов, которые мы планируем реализовать в регионе:
- единая карта жителя «Енисейская Сибирь»;
- региональная геоинформационная система;
- межведомственный ситуационно-аналитический центр;
- создание флота беспилотных летательных аппаратов;
- единая транспортная система;
- система оперативного управления муниципальными образованиями;
- система автоматизации документооборота и межведомственного взаимодействия.
В связи с утверждением данной стратегии в краевую госпрограмму министерства помимо трёх традиционных подпрограмм впервые включена подпрограмма «Цифровая трансформация».
Перевод системы-112 в постоянную эксплуатацию
На протяжении ряда лет министерство реализует проект «Умный город», направленный на преобразование сферы городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и инженерных решений в городах. В рамках реализации проекта министерство занимается развитием комплексной автоматизированной системы «Безопасный город» (КАС «Безопасный город») и системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112.

Ярким событием 2021 года стал перевод системы-112 в постоянную эксплуатацию. Одним из обязательных условий перевода являлось наличие резервного центра обработки вызовов, который министерство запустило в мае 2021 года в Красноярске, а также открыло дополнительный центр обработки вызовов в Норильске.
Ежегодно на номер 112 поступает более 2 миллионов звонков и более 20 тысяч сообщений. С переходом системы в новый статус появилась возможность отправки обратной SMS, отправки сообщений о происшествии через терминалы ЭРА-ГЛОНАСС, а также приём сообщений на иностранных языках.
Кроме того, в 2021 году существенно обновилось мобильное приложение системы 112, которое с момента запуска в 2020 году загружено уже более 16 тысяч раз. С помощью приложения жители региона могут оперативно получать новости о чрезвычайных ситуациях, пропавших людях, коммунальных авариях и других событиях. Через приложение можно позвонить или отправить сообщение в службу «112».

Что касается развития комплексной автоматизированной системы «Безопасный город», то здесь была проведена работа в нескольких направлениях. В систему интегрировано 65 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД и 22 комплекса в специализированное программное обеспечение по считыванию государственных регистрационных знаков, произведено сопряжение систем видеонаблюдения ключевых спортивных объектов Красноярска с КАС «БГ».
На сегодняшний день в систему заведено 2990 камер, видеоинформация с которых транслируется в режиме реального времени и в режиме видеоархива на рабочие места сотрудников, полиции, силовых структур, администраций, объектов образования, подключенных к КАС «БГ».
В прошлом году мы впервые реализовали проект по установке беспроводного (мобильного) узла видеонаблюдения, который использовали, например, в нескольких случаях: для контроля за уровнем воды в реке Мана, за незаконным сбросом отходов, для контроля на территории ледового городка.
В 2022 году начнём трансляцию в системе «Безопасный город» видеопотоков с камер видеонаблюдения домофонной сети. Планируется получение порядка 2000 видеопотоков с камер видеонаблюдения домофонной сети в Красноярске.
Электронное правительство
В 2021 году проведена большая работа по совершенствованию системы электронного межведомственного взаимодействия. В частности, к системе электронного документооборота правительства Красноярского края «Енисей-СЭД» мы подключили 61 орган местного самоуправления – администрации городов и районов края и провели обучение для новых участников системы. До 2023 года планируется обеспечить переход на электронный документооборот со всеми ОМСУ путём подключения их к «Енисей-СЭД» или же интеграцией с уже существующими системами.
Для организации межведомственного взаимодействия край с 2020 года активно использует систему ВКС «Енисей-Видеомост». Только в прошлом году было проведено 1214 различных совещаний в таком режиме. В среднем в день проходит 9-11 сеансов ВКС. В системе заведено более 2500 учётных записей.
Для цифровизации сектора госуправления мы наращиваем объёмы ЦОД электронного правительства Красноярского края, оператором которого является наше подведомственное учреждение – «Центр информационных технологий». Сегодня в ЦОД размещено 126 информационных систем.
Для обеспечения функционирования вычислительных ресурсов в 2021 году мы сформировали единый ЦОД. Вычислительные ресурсы ЦОД электронного правительства и ЦОД наследия Зимней универсиады-2019 были объединены в единый кластер, настроена единая сеть доступа (SAN сеть) к системам хранения данных. В 2021 году ЦОД был дооснащён серверным оборудованием и системами хранения данных, произведён ремонт серверного оборудования и работы по оптимизации оборудования, развертыванию и настройке системы резервного копирования.
Общий объем вычислительных ресурсов ЦОД
Наименование | Ед. изм. | Показатель | ||
Суммарная мощность процессоров серверного оборудования | GHz | 6 935 | ||
Количество процессоров | Шт. | 210 | ||
Количество ядер | Шт. | 2 968 | ||
Объем оперативной памяти | Гб | 21 593 | ||
Емкость СХД, на 31.12.2021 (сырая емкость) | NL-SAS | Тб | 4 173 | 3 513 |
Flash | 82 | |||
SAS | 578 |
Обеспечение информационной безопасности
В 2021 году в крае введён в эксплуатацию ведомственный центр ГосСОПКА. Он предназначен для защиты государственных объектов критической информационной инфраструктуры и значимых государственных информационных объектов. Центр осуществляет мониторинг, обнаружение и предотвращение вторжения в инфраструктуру электронного правительства Красноярского края. На текущий момент это единственный подобный объект в Сибирском федеральном округе. Он производит мониторинг более 450 информационных объектов.
В течение 2021 года мы закупили 12 076 лицензий отечественных антивирусных средств защиты информации. Разработали и согласовали планы перевода органов власти Красноярского края, органов местного самоуправления и государственных учреждений на отечественное программное обеспечение. Определили ключевые отечественные решения, направленные на замену существующих иностранных аналогов. В прошлом году на базе «Центра информационных технологий Красноярского края» начал работу центр компетенций по вопросам внедрения и эксплуатации российских программ. Также совместно с российскими IT-компаниями провели серию обучающих семинаров по использованию российского ПО для органов власти и стажировку по информационной безопасности для госслужащих региона.

В 2021 году в стране был запущен новый механизм поддержки малого и среднего бизнеса, которым в том числе воспользовались предприниматели Красноярского края. Компании теперь могут приобретать программное обеспечение вдвое дешевле за счёт компенсации 50% стоимости лицензии правообладателям. За полтора месяца реализации новой меры поддержки в прошлом году малый и средний бизнес региона приобрёл 2272 лицензии на отечественное ПО.
Развитие госуслуг
В 2021 году мы продолжили перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, эта задача поставлена президентом России всем субъектам РФ. В 2021 году в Красноярском крае 92 госуслуги в сфере образования, здравоохранения, транспорта, социальной политики, строительства и других отраслей были переведены в электронный вид и теперь доступны жителям Красноярского края на едином портале госуслуг.
По статистике 2 миллиона 626 тысяч жителей края зарегистрированы на Госуслугах, из них 1 миллион 258 тысяч человек имеют подтверждённую учётную запись в ЕСИА.

Отмечу, что жители региона могут также получать государственные и муниципальные услуги на региональном портале госуслуг. За все время его работы в электронный вид было переведено 285 услуг (в 2020 году – 270).
В 2021 году более 900 тысяч жителей (в 2020 году – 765 тысяч) Красноярского края воспользовались сервисами единого и регионального порталов госуслуг.
Перевод услуг в электронный вид позволит в перспективе исключить или минимизировать личное посещение гражданами государственных и муниципальных организаций.
В 2021 году на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг внедрена цифровая платформа обратной связи (ПОС) «Госуслуги. Решаем вместе». К платформе подключены все субъекты РФ, в том числе Красноярский край. За это время в ПОС поступило более 130 тысяч сообщений от жителей региона. Наиболее популярными стали вопросы, касающиеся медицины, автомобильных дорог, многоквартирных домов и благоустройства. В настоящее время в Красноярском крае к ПОС подключены 3494 органа власти и организаций. Подключение организаций юудет продолжено в 2022 году.

Информационные системы и цифровые платформы
В 2021 году мы сопровождали 33 информационные системы края в сферах государственного управления и государственных (муниципальных) услуг и сервисов.
В 2021 году мы разработали ряд сервисов, например, веб-платформу «Единый личный кабинет» для дистанционного предоставления цифровых услуг органам исполнительной власти Красноярского края на основе электронных заявок. Проект «Единый личный кабинет» команды службы «Центр управления регионом» занял первое место в соревновании проектов по программе обучения Иннополиса.
В прошлом году на платформу было переведено оказание услуг в электронном виде по восьми направлениям, среди которых, например, «предоставление вычислительных мощностей», «администрирование данных пользователей в Енисей-СЭД», «подача заявки на проведение видео-конференц-связи», «подключение к Единой почте». В этом году перечень услуг будет расширен.
В 2021 году в тестовом режиме мы запустили сервис «Ваше мнение» на сайте «Активный гражданин». В пилотном проекте участвуют несколько социальных учреждений Красноярска: школы, отделения управления социальной защиты края и общественный транспорт. Сервис обратной связи позволяет гражданам, не выходя из учреждения, сообщить о какой-то проблеме.

В школах, УСЗН, в салонах автобусов размещаются листовки, где жителям предлагается оставить свой отзыв о работе учреждения или автобусного маршрута. На листовке изображён QR-код, по которому пользователь попадет на портал «Активный гражданин». Так как для использования сервиса необходима авторизация ЕСИА, бо́льшая часть информации уже автоматически будет заполнена в форме. Жителю необходимо заполнить лишь одно поле – непосредственно сам отзыв, а также при желании прикрепить фотографии.
После отправки отзыва он автоматически будет направлен органу власти, курирующему работу данного учреждения. В дальнейшем коллеги на основе этих отзывов смогут корректировать работу своих организаций.
Что касается ведомственных информационных систем, то сразу несколько проектов края были высоко оценены экспертным сообществом и стали победителями и призерами различных конкурсов в прошлом году. Так, система «Ситуационный центр управления здравоохранением Красноярского края» и мобильное приложение «Система оповещений – 112» заняли вторые места, а «Интеллектуальный модуль прогнозирования результативности спортсмена «Одарённость. Талант. Результат» стал третьим на Всероссийском конкурсе региональной информатизации «ПРОФ-IT.2021».

В 2021 году оргкомитет конкурса опубликовал рейтинг субъектов по количеству проектов-финалистов за восемь лет проведения «ПРОФ-IT», и Красноярский край занял пятое место среди субъектов РФ.
В начале 2021 года команда Красноярского края «Exiting VIM» с проектом «Интеллектуальная карта государственных данных РФ» одержала победу в номинации «Нацпроект в цифре» в финале всероссийской премии «Цифровые вершины».
Не отставала в прошлом году и наша молодёжь: шесть человек стали победителями, а 24 представителя края – серебряными и бронзовыми призерами тематических, полуфинальных хакатонов всероссийского конкурса «Цифровой прорыв».
В финале трека «Информационные технологии» всероссийского конкурса «Лидеры России» два участника из Красноярского края одержали победу, а наш край занял третье место по общему числу победителей конкурса «Лидеры России», уступив первые позиции только Москве и Московской области.
Главная цель на ближайшие годы – не сбавлять набранные обороты. Впереди много задач, амбициозных проектов.
Уже в этом году начали реализацию стратегии цифровой трансформации. Много внимания предстоит уделить кадрам. Нам нужно сформировать боеспособную профессиональную команду по цифровой трансформации. Сейчас есть несколько предложений, как это может выглядеть, сколько специалистов должно быть в каждой отрасли, и какими знаниями и компетенциями они должны обладать.
Реализация запланированных мероприятий напрямую влияет на развитие бизнеса, инвестиционную привлекательность края, развитие самой IT-отрасли за счёт внедрения цифровых сервисов, особенно российских разработок и перехода на отечественное программное обеспечение. «Цифра» должна помочь упростить, трансформировать многие процессы.