Резолюция о недопустимости электронного шпионажа готова к принятию на Генассамблее ООН

1171

Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН единогласно проголосовал за одобрение проекта резолюции о недопустимости электронного шпионажа. Документ предложен Бразилией и Германией в соавторстве с еще десятью странами — Францией, Швейцарией, Австрией, Боливией, Индонезией, КНДР, Лихтенштейном, Перу, Уругваем и Эквадором. Теперь документ необходимо утвердить на ГА ООН, но после прохождения комитета это является формальностью.

Резолюция «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» направлена на защиту права на частную жизнь от электронной слежки, ведущейся как на национальном, так и на экстерриториальном уровне. Основная идея документа — распространить на Интернет право на невмешательство в личную жизнь, закрепленное в Международном пакте о политических и гражданских правах, а также осуждение электронного шпионажа, сбора и перехвата информации. Как заявил представитель Бразилии при ООН Антониу Патриота, «при отсутствии права на невмешательство в личную жизнь не может быть настоящей свободы мнений и эффективной демократии».

В целях защиты права на неприкосновенность личной жизни, резолюция рекомендует провести аудит процедур, практики и законодательства, касающихся слежения за сообщениями, их перехвата и сбора личных данных.

Документ призывает страны-члены ООН учредить новые или продолжать использовать уже имеющиеся независимые, эффективные внутренние надзорные механизмы, способные обеспечивать транспарентность в соответствующих случаях и подотчетность практики слежения государств за сообщениями, их перехвата и сбора личных данных.

Резолюция также содержит обращение к Управлению верховного комиссара ООН по правам человека с просьбой подготовить доклад по этой проблеме в следующем году.

Скорость прохождения резолюции, внесенной лишь 8 ноября, свидетельствует о том значении, которое придают проблеме электронной слежке большинство стран-членов ООН. Напомним, как сообщал сайт Экспертного центра 22 ноября, в процессе двухнедельных консультаций в «черновик» резолюции «были внесены некоторые изменения и дополнения, но главные элементы остались неизменными». В тоже время, большинство документов в ООН проходят процесс согласования месяцами.

Причиной появления этой резолюции стал громкий международный скандал, начавшийся с публикаций в СМИ материалов бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена. Результаты «слива» показали, что единственная на сегодня сверхдержава, пользуясь своим положением технологического лидера в ИТ-индустрии, и являясь фактически главным «диспетчером» интернета, активно ведет электронную слежку за всеми. Этот скандал резко подорвал доверие к США со стороны многих стран мира, в том числе, и союзников из Европы.

Впрочем, поначалу Евросоюз никаких мер принимать не хотел, например, когда стало известно, что АНБ США взломало электронную почту президента Бразилии Дилмы Русеф, а также — частную сеть государственной нефтяной компании Petrobras. Ситуация кардинально изменилась, когда выяснилось, что слежка идет не только за населением любой страны и руководством развивающихся стран, но даже за лидерами союзников США по НАТО, в частности, за канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Всего, по данным на сегодняшний день, известно, что АНБ США отслеживало телефонные звонки 35 мировых лидеров.

Только поэтому возник альянс Германии и Бразилии в попытке оказать давление на США и их разведку, подключив Генеральную Ассамблею ООН. Соединенные штаты, в свою очередь, при поддержке своих союзников – Великобритании, Канады и Австралии, активно пытались свести документ к ничего не обязывающим формулировкам.

Эти страны совместными усилиями пытались нейтрализовать главные положения резолюции, предложив три поправки, которые фактически выхолащивали проект документа. В частности, авторы поправок предлагали удалить из текста упоминание так называемых «экстратерриториальных обязательств государств», что если нарушение прав человека произошло за пределами территории государства, то оно не несет ответственности. Вторая поправка – предложение считать нарушением прав человека только «незаконную слежку», которую США, по утверждению американского правительства, никогда не вели. То есть, если законы США дозволяют следить за миллионами граждан других стран, то это уже не будет являться нарушением прав человека. Третья поправка американцев сводилась к тому, что нарушение неприкосновенности частной жизни не обязательно ведет к ограничению свободы слова.

По данным журнала Foreign Policy, рабочие группы Германии и Бразилии под давлением США пошли на смягчение формулировок. В частности, вместо утверждения, что «массовая слежка может являться нарушением прав человека», в проекте резолюции появилась другая формулировка — «глубокой озабоченности возможным негативным влиянием экстратерриториальной слежки на применение и использование прав человека».

В то же время Антониу Патриота не согласен с тем, что первоначальный проект резолюции за время его доработки был «разбавлен» с подачи США, которые добились смягчения некоторых формулировок.
«Я думаю, что тут имеет место некоторое недопонимание. Бразилия и Германия намеренно сделали текст открытым для неформальных консультаций. Кроме того, мы с самого начала решили, что постараемся учесть некоторые рекомендации без ущерба для самой главной идеи», — пояснил дипломат.

Напрашивается вопрос, изменится ли ситуация с электронной слежкой после принятия резолюции Генассамблеей ООН? Естественно, поддержка документа подавляющим большинство стран-членов ООН будет мощным сигналом США и их союзникам, что они слишком много себе позволяют. Но данное моральное осуждение мирового гегемона, естественно, электронный шпионаж не остановит, хотя и затруднит сохранение и без того подорванной репутации при последующих разоблачениях.

Ситуацию можно изменить лишь при передаче Интернета под международный контроль, что предлагали сделать Россия и ряд других стран на последней конференции Международного союза электросвязи. Но тогда большинство из 192 членов союза эту идею не поддержали.

Но самый надежный путь защиты от шпионажа для конкретной страны – локализация сегментов интернета, соединение с другими государствами напрямую, без посредничества «главного диспетчера», создание собственного программного обеспечения и ИТ-оборудования. Но этот путь могут позволить себе лишь некоторые наиболее развитые страны. В частности, как сообщал сайт Экспертного центра 14 октября, в Германии задумались о «шенгенской маршрутизации», чтобы внутригерманский интернет-трафик не «гулял» по всему миру и не становился объектом всевозможных спецслужб. Китай, в свою очередь, на государственном уровне отказался от Windows и выбрал операционную систему Ubuntu в качестве базы с целью формирования фундамента для построения «гибких, открытых, широко используемых и стандартизированных операционных систем».

Текст резолюции на русском языке

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: