В РФ началась разработка образовательных программ для операторов дронов

929

Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации, имея в своём составе образовательное учреждение – Институт аэронавигации – в соответствии с международными требованиями ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization; Международная организация гражданской авиации) приступила к разработке образовательных программ, предусматривающих обучение всех категорий персонала в области беспилотных летательных авиационных систем (БАС), рассказал генеральный директор ГК Игорь Моисеенко на совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса.

Сейчас в России отсутствуют соответствующие программы обучения и образовательный контент. Реализация процесса обучения по 15 различным программам может быть начата в конце 2019 – начале 2020 года, добавил он.

Обучение операторов дронов и персонала, работающего в сфере применения беспилотников, является одним из необходимых условий для безопасной эксплуатации БАС, пояснил Моисеенко. Госкорпорация предлагает создать единую систему контроля за БАС путём формирования единого оператора на основе государственно-частного партнёрства за счёт собственных средств госкорпорации и за счёт привлечения инвестиций и инфраструктурных инвесторов.

Фундамент, заложенный ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в части учёта и регистрации БАС, уже позволил начать создание единой системы контроля в Российской Федерации, сказал Моисеенко. Единая система контроля дронов должна включать в себя весь сквозной процесс, начиная от учёта, регистрации и переходя к обучению и созданию клиентоориентированных интерфейсов, наблюдению, планированию, обеспечению безопасности транспортной и критической инфраструктуры в связи с деятельностью беспилотников, а также взаимодействию с заинтересованными ведомствами по транспортной, информационной и кибербезопасности, в том числе с использованием единой государственной информационной системы объектов транспортной безопасности.

Ключевым техническим решением, позволяющим безопасно использовать воздушное пространство одновременно беспилотным и пилотируемым воздушным судам, является система автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В). Она представляет собой сеть обмена аэронавигационной информацией между всеми участниками воздушного движения и наземными диспетчерскими пунктами в определённой зоне.

На сегодняшний день 118 станций АЗН-В уже установлено, и до конца 2019 года будет установлено ещё 48, сказал Моисеенко. «Мы сейчас ведём их юстировку, наладку, чтобы они выдавали информацию, которая применима для использования в управлении воздушным движением. Также многопозиционная система наблюдения. В Санкт-Петербурге мы реализовали первый пилотный проект с 27 станциями, и 114 станций сейчас устанавливаем в Хабаровске», – добавил он.

Навигационные данные формируются по сигналам спутников навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. Также госкорпорация считает необходимым рассмотреть и новые протоколы организации мониторинга, такие как LPWAN –энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия.

Современные технологии, применяемые в конструировании и создании БАС, способны обеспечивать дистанционное управление не только в пределах видимости пилота, но и вне его поля зрения, на значительном расстоянии. В связи с этим для осуществления полёта БАС потребуется линия высокоцелостной связи между БАС и центрами дистанционного управления. Удалённый пилот должен иметь возможность надёжно следить за состоянием БАС, управлять ими, взаимодействовать с диспетчером ОВД, пояснил Моисеенко.

Отдельной перспективной темой является набор сервисов и специальных процедур, предназначенных для обеспечения безопасности полётов, эффективного и безопасного доступа в воздушное пространство большого числа беспилотных воздушных судов. Эти услуги основываются на применении современных российских высоких технологий и автоматизации процесса.

Моисеенко рассказал также об общей ситуации с применением дронов в России. «На сегодняшний день, по итогам 10 месяцев у нас уже более 50 тысяч заявок на использование воздушного пространства», – сказал он. Согласно экспертным оценкам, с 2015 по 2020 год количество разрешений на использование воздушного пространства вырастет почти в 16 раз.

Примерно в 60% случаев БАС нашли применение в следующих областях: производство видеосъёмок, рекламы, репортажей, СМИ, проведение мониторинга в различных инфраструктурных областях, а также в сельском хозяйстве. В ближайшем будущем ожидается резкий рост использования БАС, помимо прочего, и в сфере логистики.

Как писал D-Russia.ru в мире дроны используются для самых разных целей. Так, в Руанде с помощью дронов транспортируют донорскую кровь, в Малави беспилотники доставляют в медлаборатории материал для тестов на СПИД, в Занзибаре дроны используют, чтобы искать места размножения москитов-переносчиков малярии. Полиция округа Каримнагар (штат Телангана, Индия) использует дроны, чтобы отучить местных жителей от вредной, но популярной у них привычки – дефекации на берегах водоёма, снабжающего питьевой водой всю округу. В США хотят привлечь БПЛА к патрулированию государственной границы.