В Госдуму поступил законопроект о продлении на 2020 год эксперимента с цифровыми избирательными участками

Проект федерального закона «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации» поступил в четверг в Госдуму.

Законопроект, как предполагается, будет применяться на выборах 13 сентября 2020 года.

Избиратели, находящиеся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, смогут реализовать его путем голосования на цифровых избирательных участках.

Список таких участков должен определить ЦИК.

Цифровые избирательные участки впервые были использованы в Москве на выборах в сентябре 2019 года. По данным РИА Новости, всего в столице было 30 таких участков. На них могли проголосовать избиратели из 20 регионов: в 16 прошли выборы высших должностных лиц и в четырех — дополнительные выборы депутатов Госдумы.

Зарегистрироваться на цифровом участке избиратели могли в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за три дня до дня голосования.

В законопроекте о продлении эксперимента с цифровыми участками подача заявления через Единый портал госуслуг также предусмотрена.

Цифровые участки

Из документа ЦИК «Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2022 года»:

Голосование избирателей (участников референдума) по месту нахождения

В рамках данного направления развития для избирателей (участников референдума) обеспечивается возможность голосования по месту нахождения на экстерриториальных цифровых избирательных участках (участках референдума), оснащенных специализированными техническими средствами (далее – цифровые участки), а также обеспечивается техническая возможность дистанционного электронного голосования.

Возможность голосования по месту нахождения избирателей (участников референдума) реализуется в том числе за счет развития механизмов задачи «Мобильный избиратель» ГАС «Выборы», обеспечивающих централизованный учет и обработку заявлений избирателей (участников референдума) о включении в список избирателей (участников референдума) (далее – заявление о голосовании).

Возможность голосования по месту нахождения избирателей (участников референдума) при нахождении избирателя (участника референдума) вне избирательного округа (округа референдума), на территории которого он обладает активным избирательным правом (правом на участие в референдуме), обеспечивается за счет образования и оснащения на территории Российской Федерации до 5000 цифровых участков на выборах и референдумах различного уровня.

Цифровые участки могут быть оснащены следующими видами технических средств, включаемых в состав ГАС «Выборы»:

1) техническими средствами для электронного голосования;

2) техническими средствами для обработки избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) на бумажном носителе (техническими средствами подсчета голосов);

3) техническими средствами для информирования избирателей (участников референдума) о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, о вопросах референдума, о порядке голосования;

4) иными техническими средствами, используемыми для обеспечения и непосредственного проведения голосования.

Цифровая платформа и технические средства для оснащения цифровых участков реализуют для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований совместно с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления техническую возможность проведения голосования на цифровых участках на выборах (референдуме) в субъекте Российской Федерации, в том числе на выборах в органы местного самоуправления (местном референдуме).

Для предоставления возможности голосования по месту нахождения избирателей (участников референдума) с целью обеспечения максимального удобства для избирателей (участников референдума), организации эффективной, безошибочной работы участковых комиссий, предупреждения случаев голосования более одного раза в ходе одного и того же голосования, а также предупреждения иных нарушений обеспечиваются:

1) передача и получение по телекоммуникационным каналам связи, предоставляемым оператором создаваемой в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Единой сети передачи данных (далее – ЕСПД):

а) списка избирателей (участников референдума) в электронной форме;

б) данных об избирательной кампании (кампании референдума);

в) формы и текста электронного бюллетеня;

г) информации о кандидатах, размещение которой в помещении для голосования предусмотрено законодательством Российской Федерации, в электронной форме;

д) данных о голосовании, в том числе для комиссии, устанавливающей итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы (референдум), определяющей результаты соответствующих выборов (референдума), организующей эти выборы (референдум);

е) иной информации, необходимой для обеспечения голосования;

2) взаимодействие между участковыми комиссиями цифровых участков и иными участковыми комиссиями по телекоммуникационным каналам связи, в том числе посредством передачи обезличенных сообщений с использованием сервисов сети подвижной связи общего пользования, в отдельных случаях – по сети Интернет:

а) для оперативной проверки факта выдачи избирателю (участнику референдума) бюллетеня (предоставления доступа к электронному бюллетеню) в день голосования на соответствующем избирательном участке (участке референдума);

б) для оперативного включения и исключения избирателя (участника референдума) из списков избирателей (участников референдума) на соответствующих избирательных участках, участках референдума;

3) возможность автоматизированной идентификации гражданина (личности гражданина) при работе со списком избирателей (участников референдума) в электронной форме с использованием документов, удостоверяющих личность, на бумажном носителе, перспективных документов, удостоверяющих личность, на электронном носителе, а также с использованием биометрических и иных перспективных цифровых технологий;

4) возможность использования аналогов собственноручной подписи, согласий в электронной форме, иных способов и механизмов фиксации действий избирателя (участника референдума) и члена комиссии, подтверждающих факт выдачи и получения избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме) на бумажном носителе или предоставления доступа к электронному бюллетеню, а также фиксации данных, позволяющих идентифицировать гражданина (при необходимости).

Для обеспечения возможности голосования избирателя (участника референдума) по месту нахождения на основе Цифровой платформы с учетом результатов проведенных государственных экспериментов, полученных решений и заключений уполномоченных государственных органов, оценок и заключений экспертов и экспертных организаций реализуется техническая возможность организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах (референдуме) различного уровня.

Технологии, обеспечивающие возможность для избирателей (участников референдума) голосования по месту нахождения на цифровых участках, возможность дистанционного электронного голосования, состав, технические и функциональные требования и характеристики используемых в этих целях специализированных технических средств, а также порядок организации их взаимодействия с Цифровой платформой определяются по результатам выполнения в 2019–2020 годах соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: