В комитете украинского парламента положительно оценили законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления ответственности за совершенные правонарушения в сфере информационной безопасности и борьбы с киберпреступностью» (так в оригинале), который, в частности, содержит положения об ограничении доступа абонентов к интернет-ресурсам, через которые осуществляется распространение противозаконной информации, сообщает издание «Закон и Бизнес«.
Согласно законопроекту, операторы обязаны на основании решения НКРСИ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, налог российского Роскомнадзора) ограничивать доступ своих абонентов к ресурсам, через которые осуществляется распространение противозаконной информации. Возобновление доступа возможно на основании соответствующего решения в случае удаления указанной информации, или на основании судебного решения, отменяющего ограничения доступа.
Законопроект относит к угрозам национальным интересам и безопасности Украины (стиль оригинала):
- угроза использования киберпространства с террористической целью;
- возможность втягивания Украины в вооруженные конфликты или в противостояние с другими государствами, в том числе через использование киберпространства;
- использование киберпространства для подготовки и осуществления вооруженной агрессии против Украины;
- использование СМИ, а также киберпространства для распространения культа насилия, жестокости, порнографии, пропаганды сепаратизма по этническому, языковому, религиозному и другим признакам;
- разглашение информации, составляющей государственную или иную предусмотренную законом тайну, а также служебной и конфиденциальной информации, направленной на обеспечение потребностей и национальных интересов общества и государства;
- ненадлежащий уровень надежности и защищенности национальной информационной инфраструктуры в условиях чрезвычайных ситуаций;
- несанкционированные действия, направленные на нарушение целостности и доступности государственных информационных ресурсов.
Законопроект также расширяет полномочия СБУ (Служба безопасности Украины), которая, по замыслу, будет обязана осуществлять «контрразведывательную защиту информационного пространства Украины; сможет беспрепятственно получать доступ к информации, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах, информационных, информационно-телекоммуникационных, телекоммуникационных системах операторов и провайдеров телекоммуникаций, других субъектов, которые обрабатывают информацию в электронном виде – относительно потребителя и оказанных ему услуг» (их продолжительности и содержания, маршрутов передачи и пр — ред.).
Напомним, в России единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, заработал в 2012 году.
Досудебной блокировке подлежат ресурсы с детской порнографией, инструкциями по изготовлению и употреблению наркотиков и сайты с призывами к суициду. С 1 февраля 2014 также без решения суда начали блокироваться сайты с призывами к экстремизму, в октябре — сайты с азартными играми и незаконными лотереями. Заблокировать интернет-ресурс российские власти могут и по «антипиратскому» закону.