Ученые – об электронном государстве. В Петербурге обсудили принципы построения открытого государства в России

    73

    В рамках Всероссийской конференции «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ», состоявшейся 12 октября в Санкт-Петербурге. По традиции, основной тон на конференции задается научным сообществом, представители которого уделяют пристальное внимание вопросам, связанным с созданием открытого государства и развития электронного правительства в России.

    Участники дискуссии сошлись во мнении, что основными принципами формирования открытого правительства в нашей стране должна быть разумная достаточность, социальная и экономическая целесообразность и востребованность обществом.

    Секцию провел директор Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) Андрей Чугунов.

    О различных аспектах построения электронного государства рассказали Павел Хилов (руководитель Экспертного центра электронного государства), Анна Трахтенберг (Институт философии и права Уральского отделения РАН), Дмитрий Трутнев (НИУ ИТМО), Людмила Бершадская (НИУ ИТМО). В рамках конференции прозвучало более 10 докладов об электронном правительстве.

    Живую дискуссию вызвал вопрос о принципах и подходах создания элементов открытого государства за рубежом и в России.

    Вряд ли можно оспаривать необходимость внедрения в госуправление таких принципов, как прозрачность и понятность принимаемых властью решений и участие общества в их обсуждении, открытость информации о работе органов власти, открытость государственных данных.

    Более того, часть этих подходов уже реализована и используется в Российской Федерации. В качестве примеров можно привести площадку БольшоеПравительство.рф и систему общественного обсуждения законопроектов (zakon.government.ru), которые используются для сбора предложений и инициатив и общественного обсуждения законопроектов, Единый портал госуслуг, официальные сайты для проведения государственных закупок и торгов, Единую систему статистической информации (ЕМИСС — fedstat.ru), которая содержит около 3000 открытых наборов данных и целый ряд других.

    Однако системная работа в органах власти  в этом направлении, по видимому, началась после предложения Владимира  Путина, озвученного в апреле 2011 года в Государственной Думе идти по пути применения концепции «Открытое правительство», «которая всё шире применяется во всех развитых странах». В 2012 году было создано «большое правительство», начавшее проводить организационную и методическую работу в этом направлении, был назначен специальный министр Российской Федерации, ответственный за разработку и использования механизмов открытого правительства в России — Михаил Абызов. Сейчас элементы открытого правительства внедряются в федеральных органах власти, с сентября этого года — в пилотных субъектах Российской Федерации, в рамках проекта «Открытый регион».

    Многие государства начали эту работу гораздо раньше, поэтому наше государство находится в выгодном положении, позволяющем скрупулезно проанализировать успехи, преимущества и затруднения, а в некоторых случаях  — «перегибы» и ошибки, которые могут снизить общественный  эффект от внедрения механизмов открытости и даже нанести ущерб как безопасности государства, так и неприкосновенности частной жизни граждан.

    Участники дискуссии сошлись во мнении, что основными принципами формирования открытого правительства в нашей стране должна быть разумная достаточность, социальная и экономическая целесообразность и востребованность обществом.