Регионы могут получить субсидии на цифровизацию контрольной и надзорной деятельности

808

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций рассматривает возможность выделения субсидий на цифровизацию контрольной и надзорной деятельности (КНД), сообщили D-Russia.ru представители нескольких регионов.

На минувшей неделе министерство проводило среди регионов опрос с целью выяснить потребности субъектов РФ в финансировании на внедрение информационных систем для автоматизации КНД. Как сказано в сопровождающей анкету записке министерства, решение о направлении субсидий на эти мероприятия будет приниматься на основании анализа собранной информации.

В анкете предлагается описать содержание и стоимость мероприятий, запланированных на 2019-2021 годы, по следующим направлениям:

  • создание и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для цифровизации данных КНД (ЦОД, каналы связи);
  • приобретение или аренда терминальных устройств для сотрудников органов контроля и надзора;
  • приобретение или модернизация программно-технических средств информационной безопасности;
  • создание или модернизация инфраструктуры сбора и обработки данных промышленного Интернета вещей;
  • внедрение сервисов автоматизации процессов деятельности органов контроля и надзора (на базе типового облачного решения (ТОР КНД) или с использованием собственных ведомственных систем).

О необходимости шире применять дистанционные методы контроля говорил в марте президент РФ в послании Федеральному собранию.

В конце сентября 2017 года правительство утвердило план мероприятий («дорожная карта») по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» на 2017–2019 годы». За счёт этого правительство предполагает сократить общее количество проверок до 50% и увеличить их скорость, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от плановых проверок, либо проводить их «путём удалённого представления материалов без посещения проверяемой организации».

Повсеместное внедрение автоматизированной системы КНД намечено на август 2019 года.

В апреле, напомним, правительство утвердило положение о ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности».

По состоянию на декабрь 2017 года к ТОР КНД подключились 69 регионов.

На минувшей неделе на портале общественных обсуждений опубликован проект постановления правительства о требованиях к порядку развития и эксплуатации государственных информационных систем, обеспечивающих выполнение органами власти контрольных (надзорных) функций (стандарт информатизации КНД).

Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции, предписано обеспечить соответствие эксплуатируемых ГИС требованиям стандарта информатизации КНД.

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при развитии и эксплуатации информационных систем, обеспечивающих выполнение контрольных (надзорных) функций, рекомендовано руководствоваться стандартом.

D-Russia.ru опросил региональных IT-руководителей по поводу использования централизованной разработанной ТОР КНД и целесообразности предоставления субсидий.

По мнению большинства опрошенных, субсидии целесообразны и помогают при внедрении IT в различных сферах государственного управления, в том числе при внедрении информационных систем в сфере КНД. Но процедура оформления субсидии и отчётности по ней чрезмерно усложнена, полагают в регионах.

Министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Виталий Хоценко считает, что поскольку полномочия по надзору, в основном, федеральные, постольку должна быть единая АИС с возможностью подключения субъектов – главным образом, в сфере жилищно-строительного надзора.

Руководитель главного управления информатизации и связи Севастополя Алексей Горобцов говорит, что для его региона это актуально, т.к. субсидии будут направлены не только на ТОР КНД, но и на приобретение серверов для КНД и ноутбуков для инспекторов. «По поводу самого ТОР КНД: мы готовы пользоваться им в полном объеме, если, конечно, оно будет закрывать все виды контролей», – отметил Горобцов. Он полагает также, что из федерального бюджета должны финансироваться перевод госуслуг в электронный вид и межведомственное взаимодействие. Второе направление – системы поддержки принятия решений в сфере государственных услуг.

По мнению министра информатизации и связи Республики Мордовия Олега Соколова, федеральные субсидии нужны, причём не только на автоматизацию и развитие контрольной-надзорной деятельности, но и на такие направления, как создание автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, создание ситуационных центров и аналитических систем для стратегического планирования и управления, полный переход органов власти и органов местного самоуправления на отечественное программное обеспечение (в частности, переход с продуктов Microsoft), реализацию концепции «Умных городов».

Директор департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Павел Ципорин согласен с тем, что регионам нужны субсидии, и не только на внедрение системы КНД. Вообще, целесообразно при внедрении централизованных федеральных решений субсидировать регионы для типизации этих процессов. Неплохой пример – субсидия 2014-2016 годов на автоматизацию управления транспортом. Итог – созданы типовые решения в субъектах РФ. Правда, «целесообразно было внедрять 2-3 типовых решения, а то сейчас всё-таки присутствует некая разрозненность в этой автоматизации».

Также Ципорин считает важным снижение отчётной нагрузки на субъекты. При получении даже небольшой субсидии для отчётности готовится столько документов, что не все регионы готовы субсидию брать. Нужно по примеру снижения административных барьеров для бизнеса снижать административные барьеры для чиновников. Тогда и эффективность от внедрения будет повышаться.

«Если резюмировать, то необходимо внедрять вертикально-интегрированные информационные системы с субсидированием для регионов и оценкой эффективности их работы в дальнейшем в этих системах. Только так можно пройти цифровую трансформацию в России», – сказал Ципорин.

По мнению заместителя председателя правительства Самарской области – руководителя департамента информационных технологий и связи Станислава Казарина, если в ТОР КНД будет реализована функциональность для всех видов надзора, то регион будет использовать его. Если же только для приоритетных, то более эффективным подходом, на его взгляд, станет создание своей региональной системы и её дальнейшая интеграция с федеральным сегментом. В этом случае субсидия на работу по интеграции будет целесообразна.

В соответствии с внесенным правительством в Думу в конце 2017 года законопроектом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в России насчитывается 152 вида федерального контроля (надзора), 44 вида – регионального и 11 – муниципального.

В типовом облачном решении КНД, разработанном Минкомсвязью России, в настоящий момент реализовано семь приоритетных видов регионального надзора:

  • экологический надзор;
  • ветеринарный надзор;
  • жилищный надзор;
  • лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
  • лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции;
  • контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • строительный надзор.

По расчётам министерства, на создание централизованного типового решения ТОР КНД потребуется около 225 миллионов рублей, на внедрение в регионе – 840 тысяч рублей и в дальнейшем 200 тысяч рублей в год на эксплуатацию. На разработку и внедрение своей системы региону необходимо – от 10 до 35 миллионов рублей, плюс эксплуатация – 5-15 миллионов рублей в год. Следовательно, благодаря внедрению ТОР КНД, в масштабах страны за несколько лет можно достичь экономии около 2,5 миллиарда рублей.

Напомним, что регионы РФ ежегодно из федерального бюджета получают субсидии для софинансирования IT-проектов. В 2018 году субсидии должны получить 42 региона (332,2 миллиона рублей), в 2019-м – 18 регионов (325 миллионов рублей). Ранее субсидии предоставлялись для софинансирования IT-проектов, направленных на обеспечение достижений показателя, предусмотренного майским указом президента №601 (доля граждан, использующих механизм получения госуслуг в электронном виде, не ниже 70% к 2018 году).

Эффективность расходования средств в 2017 году определялась по количеству граждан, которые были зарегистрированы в регионе в единой системе идентификации и аутентификации с 1 января по 31 декабря 2017 года.

В 2018 году эффективность будет определяться по количеству граждан в субъекте Российской Федерации, которые зарегистрированы в единой системе идентификации и аутентификации с обязательным предоставлением ключа простой электронной подписи и установлением личности физического лица (с указанием фамилии, имени, отчества, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учёта Пенсионного фонда Российской Федерации) при личном приеме с 1 января по 31 декабря 2018 года.

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.