Приоритеты региональной информатизации

2465

Экспертный центр электронного государства представляет Вашему вниманию издание, подготовленное по итогам общественного обсуждения приоритетов региональной и муниципальной информатизации, проведенном в октябре-ноябре 2012 года.

Скачать документ (1,9 mb)

Идея этого издания, равно как и предшествовавшего ему обсуждения приоритетов возникла в ходе дискуссий о первоочередных направлениях развития информационных технологий в государственном управлении.

Как вы помните, в конце 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации были утверждены перечни первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.

В декабре 2009 года прошел Госсовет, полностью посвященный теме внедрения современных информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг.

Эти события  придали новый импульс созданию инструментов электронного правительства в России.

Федеральные ведомства достигли определенных результатов в «электронизации» своих услуг. Более 200 федеральных услуг доступно в электронном виде на Едином портале. Граждане подали  более 7 000 000 электронных заявлений.

Большая часть субъектов Российской Федерации также достигла определенных успехов на этом пути. Более чем у половины регионов уже доступны услуги в электронном виде, есть свои лидеры и по востребованности электронных услуг.

В то же время практика показала, что некоторые из решений были не вполне проработаны, в частности, очень много вопросов вызвали перечни региональных и муниципальных услуг, рекомендованных к предоставлению в электронном виде. Далеко не все из предложенных услуг оказались реально востребованными их потребителями именно в электронном виде, перевод некоторых «первоочередных» услуг в электронный вид требует неоправданных затрат региональных и муниципальных бюджетов.

С другой стороны, необходимо сделать так, чтобы столь же доступными стали остальные сервисы, которые необходимы людям. Не только государственные и муниципальные услуги. Ведь людям зачастую не важно, кто именно оказывает им услугу – государственная, бюджетная или частная организация, а иногда они просто не могут разобраться во всех юридических тонкостях и понять к кому им следует обратиться за помощью.

Давайте рассмотрим пример – человек хочет построить дом. Для этого он должен – даже если рассматривать упрощенную схему — получить кредит, оформить субсидию, купить участок, оформить его, заказать проект дома и построить дом, зарегистрировать его, подключить к нему все коммуникации.

Этот процесс включает в себя целый набор взаимодействий с государственными, около государственными и коммерческими организациями.

Хотя на самом деле для гражданина – это одна комплексная услуга, просто растянутая во времени. Все остальные участники этого процесса должны взаимодействовать друг с другом самостоятельно, с минимальным участием гражданина. И таких примеров довольно много.

Еще один важный аспект – необходимость расширения перечня услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также установление возможности получения в электронном виде услуг, оказываемых иными организациями.

Необходимо менять и порядок взаимодействия граждан и государства, когда вместо заявительного подхода при получении государственных и муниципальных услуг и сервисов государством реализуется уведомительный подход, при котором человек или организация заблаговременно уведомляются о возможности получения ими той или иной услуги или сервиса.

Основываясь на необходимости корректировки приоритетов по результатам практической реализации проектов в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, мы решили узнать мнение экспертов и руководителей субъектов Российской Федерации, которые непосредственно отвечают за реализацию планов и проектов, направленных на использование информационных технологий в наиболее социально значимых сферах.

Таковыми были определены: здравоохранение, образование, социальная поддержка, государственная регистрация актов гражданского состояния, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность.

Результаты этого обсуждения обобщены в этой брошюре.

Рассчитываю, что они будут востребованы и использованы органами власти федерального уровня при формировании стратегии развития информационных технологий и будут полезны руководителям субъектов Российской Федерации при принятии стратегических и тактических решений в этой сфере.

Хотел бы поблагодарить всех участников обсуждения за их активную жизненную позицию и искреннее желание сделать нашу жизнь лучше.

 

Руководитель Экспертного центра электронного государства

Павел Хилов

 

Скачать документ (1,9 mb)

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: