Планы мероприятий программы «Цифровая экономика», утверждённые правкомиссией, потребуют 520 млрд руб

547

На состоявшемся в понедельник 18 декабря заседании правительственной комиссии по информационным технологиям утверждены четыре плана мероприятий программы «Цифровая экономика»; эти планы «в целом запрашивают около 520 миллиардов рублей финансирования», – заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на брифинге по окончании заседания.

Напомним, речь шла об утверждении планов мероприятий по базовым направлениям программы: «Нормативное регулирование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность».

«Несмотря на то, что в планах мероприятий содержатся определённые обоснования бюджетных затрат, в целом сегодня такие решения не принимались, и они будут отдельно рассматриваться уже в рамках последующего цикла бюджетного планирования», – сказал Никифоров. Также, пояснил он, и сами планы будут «оперативно корректироваться» минимум раз в год.

Тем не менее, некоторые уточнения исходя из названной министром суммы, сделать можно. Проекты планов мероприятий по каждому базовому направлению (есть у D-Russia.ru) содержат сведения о финансировании, которое считают желательным разработчики планов. Раздела, посвящённого финансированию, нет только в проекте плана «Информационная безопасность». Заявленные потребности в финансировании по другим направлениям таковы:

  • «Нормативное регулирование» (только на 2018 год) – 284 миллионов рублей;
  • «Информационная инфраструктура» (2017-2020 годы) – 437 миллиардов рублей;
  • «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» (2018-2020 годы) – 50,3 миллиарда рублей.

Всего на указанные три направления авторы планов считают необходимым израсходовать 487,6 миллиарда рублей. Если а) общая сумма составляет 520 миллиардов и б) правкомиссия приняла предложения по финансированию, содержащиеся в проектах планов, получается, что направление «Информационная безопасность» получит финансирование в размере 32,4 миллиарда рублей.

Впрочем, и указанные объёмы финансирования, и их распределение во времени – это, в лучшем случае, предварительные сведения, которые будут неоднократно уточняться.

Из предполагаемых 520 миллиардов 29% – около 150 миллиардов – это бюджетное финансирование. Из них 50 миллиардов уже учтены в проекте федерального бюджета. Внебюджетное финансирование в объеме более 300 миллиардов рублей – «это средства наших крупнейших компаний, предприятий отрасли, которые так или иначе будут направлены на реализацию данных мероприятий», сказал Никифоров.

План мероприятий по направлению кадров и образования сегодня не рассматривался.

В рассмотренные на правкомиссии планы мероприятий по четырём направлениям программы «Цифровая экономика» включены, в частности, следующие мероприятия.

Нормативное регулирование

Среди конкретных целей проект плана предусматривает, в частности, «возможность идентифицировать гражданина без паспорта», «дистанционное взаимодействие с судебными органами» вплоть до виртуального присутствия в зале суда, «удобные платные дороги», «доступная дистанционная медицина». Говорится в плане о регулировании Интернета вещей, электронной торговли, «умных контрактов»; определении и уточнении понятий, связанных с электронными архивами; разработке правил доступа к общедоступным данным; обезличивании ПД; нормах антимонопольного законодательства в отношении деятельности в сфере цифровых технологий и пр.

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

В это направление входит: разработка методики и критериев для проведения анализа спроса и предложения решений на основе цифровых технологий и связанных с ними исследований и разработок в секторах экономики в разрезе “сквозных” технологий; определение критериев и выбор приоритетов международного научно-технического сотрудничества для проведения опережающих исследований и разработок «сквозных» технологий в области цифровой экономики, с учётом спроса секторов экономики, развития компетенций отечественных компаний и организаций и современных форматов сотрудничества в области цифровой экономики стран-членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС и других стран; определение механизмов финансирования институтами развития проектов в разрезе «сквозных» технологий в упрощённом режиме; реализация проектов с высоким коммерческим потенциалом в области цифровой экономики с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и пр.

Информационная инфраструктура

Работы по этому направлению предусматривают три основные задачи: обеспечение в России повсеместного доступа в Интернет, строительство с учетом растущих объемов информации необходимого количества центров обработки данных и формирование цифровых платформ для обработки этих данных. В течение первого года действия программы должна быть разработана Генеральная схема развития сетей связи на период 2018-2024 гг.; Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020; определен перечень дополнительных мер стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий; и пр.

К 2020 году ожидаемые результаты реализации дорожной карты таковы: построена современная инфраструктура, пригодная для развития цифровой экономики; созданы механизмы координации развития инфраструктуры хранения и обработки данных; создана система сертификации ЦОД, способствующая обеспечению устойчивости, безопасности и экономической эффективности их функционирования; данные, в том числе государственные, доступны для использования в цифровых платформах; создана Единая электронная картографическая основа (ЕЭКО) и государственная информационная система ведения ЕЭКО и др.

При создании цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти планом предполагаются работы по развитию информационных систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В соответствии с планом, эти работы включают мероприятия по «развитию и эксплуатация электронного правительства как цифровой платформы» в 2018-2020 годах.

Информационная безопасность

Намечено создание централизованной системы управления российскими сетями связи общего пользования; аудит действующей инфраструктуры российского сегмента сети Интернет на территории России, а также особенностей пропуска трафика в национальном сегменте сети Интернет с целью определения возможностей замыкания интернет-трафика внутри российского сегмента сети Интернет и определения ресурсов, необходимых для такого замыкания. Предполагается создание подсистемы замещающих корневых серверов доменных имен DNS. Намечено участие России в подготовке и реализации международных документов по вопросам информационной безопасности, относящимся к цифровой экономике. Планируется подготовить проекты НПА, направленные на обеспечение использования сети “Интернет” для устойчивого развития экономики, включающие вопросы юрисдикции и определения субъектов правоотношений при использовании сети “Интернет”. План реализации Концепции безопасного функционирования и развития сети “Интернет” должен быть выполнен и о выполнении плана доложено в правительство России.

Запланированы учения в области информационной безопасности с участием членов ЕАЭС; создание прототипа единого пространства доверия, прототипа компонентов использования электронной подписи, обеспечивающих трансграничное информационное взаимодействие внутри ЕАЭС.

Справка

Программа «Цифровая экономика РФ» утверждена в конце июля 2017 года. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.