Опубликованы итоги федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2018 году

Доклад правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования опубликован в пятницу на сайте правительства – в нём есть положения, касающиеся развития в стране цифровых технологий в образовании.

Документ представляет обзор и анализ реализации государственной политики в сфере образования в 2018 году.

Как сказано в документе, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В 2018 году, сказано в докладе, в целом сформирована национальная система выявления и поддержки одаренных учащихся, элементами которой являются Всероссийская олимпиада школьников и 224 мероприятия, включенные в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений; государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности; создаваемые современные площадки дополнительного образования детей — детские технопарки «Кванториум», мобильные технопарки, центры цифрового образования детей «IT-куб», центры выявления и поддержки одаренных детей и центры, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, при образовательных организациях высшего образования.

Актуализированная структура государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» теперь содержит, в том числе, федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».

Цифровая образовательная среда

Федпроект «Цифровая образовательная среда» нацелен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней (ответственный — Минпросвещения России).

Как сказано в докладе, созданный в ходе исполнения федерального проекта информационный ресурс, обеспечивающий всем категориям граждан свободный (бесплатный) доступ по принципу «одного окна» к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными онлайн-платформами (online.edu.ru), в 2018 году в тестовом режиме интегрирован с ЕСИА.

Это позволило обеспечить внедрение персональных цифровых портфолио — инструмента хранения и передачи в электронном виде информации об образовательных достижениях обучающихся.

В 2018 году на онлайн-портале реализованы следующие модули и компоненты:

  • реестр онлайн-курсов, представленных образовательными онлайн-платформами;
  • подсистема оценки качества онлайн-курсов (предусматривает обязательную оценку онлайн-курсов с целью допуска к представлению информации на онлайн-портале и добровольную оценку качества онлайн-курсов, проводимую после допуска по инициативе заинтересованных лиц);
  • интеграционные решения, обеспечивающие единую аутентификацию пользователей;
  • цифровое портфолио;
  • подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов; подсистема психометрического анализа данных об освоении обучающимися онлайн-курсов;
  • личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации, эксперта.

К концу 2018 года на портале было размещено 1028 доступных для освоения онлайн-курсов, представленных 31 образовательной онлайн-платформой, зарегистрировано 770 тысяч обучающихся.

Для обеспечения масштабного внедрения цифровых технологий в образовании разработано более 50 онлайн-курсов повышения квалификации работников вузов в области применения онлайн-технологий. На базе 10 вузов создана сеть региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, охватывающая 40 субъектов Российской Федерации, на базе которых прошли повышение квалификации порядка 6,5 тысяч работников вузов.

По направлениям федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда» в 2019 году субсидии из федерального бюджета будут направлены на:

  • детские технопарки «Кванториум», в том числе приобретены средства обучения, включая высокотехнологичное оборудование (в 26 субъектах Российской Федерации, общий объем субсидии — 1740 миллионов рублей);
  • мобильные технопарки, реализующие обучение детей по программам инженерной направленности, а также осуществляющие дополнительную подготовку и практико-ориентированное обучение педагогов школ и организаций дополнительного образования технической направленности (в 12 регионах, общий объем субсидии -183,03 миллиона рублей);
  • «IT-куб» в форме образовательных организаций, осуществляющих обучение по дополнительным общеобразовательным программам, или в форме структурных подразделений уже действующих образовательных организаций (в 16 регионах, общий объем субсидии — 190,0 миллиона рублей);
  • центры, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующие в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающие деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы (в 12 регионах, общий объем субсидии — 96,97 миллиона рублей).