В минувшую пятницу подписан закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», который вносит значительные изменения в порядок создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД).
Как было сказано в пояснительной записке к закону, изменения, в частности, направлены на «сокращение бюджетных расходов на создание и эксплуатацию ГИСОГД и разнородности программных средств их поддержки».
Закон определяет ГИСОГД как создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Устанавливается, что сведения, документы, материалы, содержащиеся в ГИСОГД, систематизируются на единой электронной картографической основе Единого государственного реестра недвижимости. Документы, материалы и сведения о них, размещенные в федеральных государственных информационных системах, в том числе Едином государственном реестре недвижимости и Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, подлежат направлению в порядке межведомственного информационного взаимодействия для размещения в ГИСОГД.
Состав сведений, включаемый в ГИСОГД, изменяется с учетом того, что данные сведения не должны дублировать сведения, содержащиеся в иных информационных системах, а также с учетом того, что создание и эксплуатация ГИСОГД будет обеспечиваться уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно закону, создание и эксплуатация ГИСОГД должны обеспечиваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, а ведение ГИСОГД будет осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти регионов и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в пределах их компетенции. При этом создание таких систем является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.
В соответствии с новой версией кодекса, регионы при создании и эксплуатации ГИСОГД должны использовать типовое программное обеспечение из национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин и не могут осуществлять разработку программного обеспечения и документации, необходимых для создания и ведения таких государственных информационных систем (за исключением случаев, если разработка таких программного обеспечения и документации осуществляется на основании госконтракта, заключенного до 1 января 2019 года).
Последнее требование не относится к Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю.
Информационные системы, размещенные в фонде до дня вступления в силу настоящего закона, должны быть до 2020 года доработаны в соответствии с требованиями и критериями, установленными правительством и Минстроем России.
В настоящее время в фонде алгоритмов и программ (ФАП) министерства цифрового развития размещено четыре информационных системы для обеспечения градостроительной деятельности:
- Информационная система обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области
(Департамент информатизации Тюменской области, по данным, указанным на сайте ФАП, систему используют 23 органа власти); - Типовое тиражируемое программное обеспечение ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
(используют – 43, разработчик – «Центральный научно-исследовательский и проектный институт министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»); - Типовое тиражируемое программное обеспечение «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности»
(разработчик – Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, используют – 30); - Urban ИСОГД департамента по архитектуре и градостроительства Краснодарского края
(используют – четыре органа власти).
Ни одна из систем, входящих в настоящее время в ФАП министерства цифрового развития, не включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (во всяком случае под теми названиями, которые фигурируют в ФАП).
(Обновлено)
В то же время в реестре размещены с аналогичным функционалом, в частности, Автоматизированная информационная пространственная система «Обеспечение градостроительной деятельности» Geocad System Enterprise Edition» и Автоматизированная система обеспечения градостроительной деятельности «Мониторинг» разработки ЗАО «Центр системных исследований «Интегро», Информационно-аналитическая система пространственного развития «Горизонт» (АО «Неолант»), Геоинформационная аналитическая система «ГеоМета» (ООО «Джемс Девелопмент»), Геоинформационная система «Панорама х64» (Акционерное общество Конструкторское бюро «Панорама») и другие.
1) правила землепользования и застройки;
2) проект планировки территории;
3) проект межевания территории;
4) градостроительный план земельного участка;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
6) разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
7) разрешение на строительство объекта капитального строительства;
8) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
10) иные документы, подготовка, согласование, утверждение и (или) выдача которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, их подведомственными государственными учреждениями, органами местного самоуправления предусмотрены настоящим Кодексом».