Невыполнение целевых показателей, завышение стоимости работ, передача контрактов на субподряд — Счетная палата проверила электронное правительство

Счетная палата представила доклад о результатах проверки Минкомсвязи и ПАО «Ростелеком» на предмет целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на выполнение работ по созданию, развитию и эксплуатации электронного правительства (ЭП) в 2014 — 2015 годах. Проверка показала недостижение ряда целевых показателей программы, выявила факты завышения цены государственных контрактов, заключенных Минкомсвязью России с ПАО «Ростелеком» в 2015 и 2016 гг, а также фактическую передачу работ «Ростелекомом» субподрядным организациям.

«Сделать предоставление государственных услуг более эффективным и менее затратным – вот одна из основных задач так называемого электронного правительства, однако ни эффективности, ни значительной экономии добиться пока не удалось», — сказано в видеоролике СП, посвященном результатам проверки.

За все время реализации проекта на него было потрачено более 30 миллиардов рублей, планировалось, что за эти деньги удастся обеспечить предоставление почти всех федеральных и около половины региональных госуслуг через единый интернет-портал, говорят в Счетной палате.

Затраты на госпрограммму - данные Счетной палаты
Затраты на госпрограммму — данные Счетной палаты

Первоочередные мероприятия по созданию и развитию ЭП осуществлялись в рамках ФЦП «Электронная Россия». За весь период действия (2002 – 2010 гг.) ФЦП объем средств, направленных на ее реализацию составил 20,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета – 19,4 миллиарда рублей. К моменту завершения реализации ФЦП «Электронная Россия» были разработаны и функционировали ключевые элементы инфраструктуры ЭП, сказано в отчете.

С 2011 года развитие ЭП продолжилось в рамках государственной программы «Информационное общество» («ИО»). В 2011 – 2015 гг. на развитие и эксплуатацию ЭП было направлено 11,3 миллиарда рублей без привлечения внебюджетных источников.

В целях оценки эффективности реализации мероприятий по развитию и эксплуатации ЭП, в госпрограмме «ИО» предусмотрено всего три показателя, сказано в отчете аудиторов. При этом в ходе сравнительного анализа показателей программы установлено, что Минкомсвязью России при подготовке в 2014 года новой редакции программы «ИО», не были включены два показателя, не достигнутые в 2013 году, а именно: «Доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в общем количестве федеральных государственных услуг» (план – 98 %, факт — 3,3 %) и «Доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг» (план – 44 %, факт – 1,1 %).

После этого Минкомсвязь приняло новую редакцию госпрограммы «Информационное общество», в которой одни показатели ведомство заменило другими, говорят аудиторы.

Доля федеральных госуслуг, оказываемых через Единый портал, на конец 2013 года
Доля федеральных госуслуг, оказываемых через Единый портал, на конец 2013 года
Доля региональных госуслуг, оказываемых через Единый портал, на конец 2013 года
Доля региональных госуслуг, оказываемых через Единый портал, на конец 2013 года

См. также «Минэкономразввития: не все услуги нужно полностью переводить в электронный вид» >>>

Проверка СП показала, что по итогам 2014 года из трех показателей не достигнуты два, такие как – «Доля электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления в общем объеме межведомственного документооборота» (план – 70 %, факт – 63,8 %) и «Доля органов государственной власти и местного самоуправления, использовавших средства электронной цифровой подписи» (план – 88 %, факт — 85,9 %), при этом, средства федерального бюджета, предусмотренные в 2014 году на ЭП в объеме 2,8 миллиарда рублей, Минкомсвязью использованы в полном объеме.

«Можно констатировать, что Минкомсвязь России использует средства федерального бюджета, предусмотренные на развитие и эксплуатацию Электронного правительства, без достижения запланированного государственной программой «Информационное общество» результата», — сообщила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.

В проверяемый период единственным исполнителем работ по эксплуатации и развитию ЭП решениями правительства определен ПАО «Ростелеком». При этом фактически работы «Ростелекомом» не выполнялись, а передавались субподрядным организациям, утверждают в Счетной палате. Если в части эксплуатации ЭП стоимость работ, выполняемых непосредственно ПАО «Ростелеком», составляет 25% от сумм государственных контрактов, то в части развития — около 10%, подсчитали аудиторы.

В «Ростелекоме» не согласились с претензиями Счетной палаты. По контракту «Ростелеком» имеет право привлекать на договорной основе субподрядчиков, рассказал РБК представитель пресс-службы госоператора. «Для повышения эффективности развития проекта» компания уже несколько лет работает со своими стопроцентными «дочками» — «РТ Лабс» и «МЦ НТТ»: именно они обеспечивают поддержку инфраструктуры электронного правительства и его информационных систем и продуктов, сказали в пресс-службе.

«Мы не подтверждаем эти цифры (эксплуатация — 25% от сумм государственных контрактов, развитие — около 10%). Этот расчет не соответствует действительности», — сказал представитель «Ростелекома». Компания направляла в Счетную палату свои замечания и разъяснения к акту проверки, но аудиторы их не учли, отметил представитель «Ростелекома». Например, в 2015 году объем услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, которые оказывал «Ростелеком» и его «дочки», составил более 80%, в 2016 году эта доля будет увеличена до 85%. Соотношение собственных работ к работам подрядчиков в контрактах на развитие инфраструктуры электронного правительства в 2016 году составит 90% и 10% соответственно.

Кроме того, Счетной палатой установлены факты завышения цены госконтрактов, заключенных Минкомсвязью с ПАО «Ростелеком» в 2015 и 2016 гг. Для расчета стоимости услуг по эксплуатации Минкомсвязью России применялся в том числе и тарифный метод, тогда как тарифный метод применяется заказчиком в случае, если цены таких услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Услуги, оказываемые в рамках эксплуатации инфраструктуры ЭП, государственному регулированию не подлежат. Стоимость услуг, рассчитанная тарифным методом в 2015 года составила 963,4 миллиона рублей, а в 2016 году – 1,22 миллиарда рублей (расчетно), говорят в СП.

«Расчет стоимости услуг по аренде программно-аппаратных мощностей и размещению аппаратного обеспечения произведен Минкомсвязью России на основании коммерческих тарифов ПАО «Ростелеком», где уже заложена соответствующая норма прибыли, однако Министерством была предусмотрена дополнительная прибыль к тарифу ПАО «Ростелеком» в размере 10%. Это привело к завышению цены государственных контрактов по эксплуатации электронного правительства на 2015 и 2016 гг на 37,4 миллиона рублей», — рассказала Вера Чистова.

В отчете также указано, что Минкомсвязью в рамках ФЦП «Электронная Россия» в период 2009 — 2010 гг. было приобретено оборудование и программное обеспечение государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАСУ). Обслуживание технических средств ГАСУ осуществлялось ПАО «Ростелеком». Однако с начала 2014 года оборудование ГАСУ выведено из состава обслуживаемого оборудования инфраструктуры ЭП в связи с передачей функции по эксплуатации Федеральному казначейству. При этом указанное оборудование Казначейству не передавалось и на дату проведения проверки более года находилось на складе ПАО «Ростелеком» без юридических обязательств акционерного общества по обеспечению его хранения. Указанный факт свидетельствует не только о рисках утраты работоспособного оборудования, но и о неэффективном использовании федерального имущества, стоимость приобретения которого составила 316,1 миллиона рублей.

В ходе проверки установлено, что Минкомсвязью достигнута договоренность об использовании этого оборудования ГАСУ.

СП приняла решение направить информационное письмо в правительство РФ, представление — министру связи и массовых коммуникаций РФ, а также отчет — в палаты Федерального собрания.

Фото (с) ТАСС