Немецкий пример: беспрецедентные штрафы для соцсетей за разжигание ненависти и ложные новости

Немецкий пример: беспрецедентные штрафы для соцсетей за разжигание ненависти и ложные новости

Бундестаг в пятницу рассмотрит законопроект о регулировании «социальных интернет-сервисов» (читай: социальных сетей, т.е. Facebook, Twitter, YouTube и пр.), единодушно поддержанный правительством и канцлером, но критикуемый правозащитниками и технологическим сообществом, пишет немецкая пресса.

Разработанный под руководством министра юстиции ФРГ Хайко Мааса (Heiko Maas) законопроект предполагает, что информация, размещение которой очевидно содержит признаки уголовно наказуемого деяния, должна быть удалена или заблокирована в течение 24 часов с момента поступления жалобы на неё. В случае сомнений в юридической квалификации срок рассмотрения дела не может превышать семи дней.

При этом пользователи должны быть незамедлительно информированы о «движении» по их заявлениям. Обязательная блокировка или удаление контента распространяется и на все копии соответствующих сообщений в рамках конкретной социальной сети. Информация о работе с жалобами, их количестве и реакции владельцев социальных сетей должна ежеквартально публиковаться ими в открытом доступе.

Невыполнение предписаний по функционалу страниц, раскрытию информации о работе с жалобами и недостаточно оперативная реакция на них грозит штрафами для владельцев интернет-сервисов в размере до 50 миллионов евро.

Критика, обильная и неконструктивная

Новый законопроект направлен также на противодействие распространению в социальных сетях выдуманных («фейковых») новостей. Первоапрельские шутки кару не повлекут: фейковые новости будут блокироваться лишь в случае наличия в них всё тех же признаков противоправного поведения, что и в публикациях, о которых сказано выше. Ретрансляция («перепост») недостоверной информации наказанию, по замыслу авторов законопроекта, не подлежит.

Ассоциация немецких издателей журналов описала предлагаемый законопроект как «катастрофический». По их мнению, государство вводит в действие «частную полицию слежки за мнениями».

Оппозиция в Бундестаге упирает на то, что законопроект может ущемить свободу слова. В парламентском комитете по защите прав потребителей опасаются, что под предлогом нарушения будут удаляться безобидные комментарии и, в конце концов, цензоры станут чистить всё подряд.

Критикуют законопроект и в организации Глобальная сетевая инициатива (Global Network Initiative, GNI), членами которой являются Facebook, Google, Microsoft и Yahoo, а также Центр демократии и технологий, Комитет защиты журналистов и Human Rights Watch.

«Компании, которым грозит штраф в несколько миллионов евро, будут вынуждены массово подвергать цензуре Интернет, удаляя любой контент, который может считаться спорным», — опасаются в GNI.

Немецкое федеральное объединение компаний в области информационной экономики, телекоммуникаций и компьютерных технологий (Bitkom) назвало требования нового законопроекта по отношению к крупным социальным сетям невыполнимыми. По мнению Bitkom, социальные сети, чьё количество пользователей превышает миллиард, технически не смогут удалять сообщения в течение 24 часов.

Доводы «pro»

Несмотря на критику, законопроект накануне первого чтения единодушно одобрен кабинетом министров, канцлером Германии Ангелой Меркель. После второго и третьего чтения (часто они проходят в один и тот же день) закон может вступить в силу уже в этом законодательном периоде. Однако документ еще должен пройти процедуру согласования в Еврокомиссии.

До настоящего времени данная сфера в Германии и так достаточно жёстко регулировалась законом о телекоммуникациях. Параграф 10 данного закона обязывал поставщиков соответствующих услуг незамедлительно удалять размещённый в Интернете незаконный контент. Стремительное развитие социальных сетей, однако, достаточно быстро нивелировало возможности операторов и владельцев интернет-платформ по контролю за размещаемой и лавинообразно нарастающей (вследствие распространения) информацией.

Почему социальные сети нуждаются в контроле
Социальные сети потенциально опасны как средство манипулирования общественным сознанием. Это показано, в частности, строгими исследованиями, которые обнаруживают, например, в Twitter число регистраций роботов, сопоставимое с числом людей, участвующих в социальной сети.

Ещё один пример манипулирования общественным мнением – американский сайт приёма петиций Change.org. Петиция, поданная от имени роботов, набрала более 50 тысяч голосов в поддержку, впоследствии подтвердила администрация ресурса.

Как пишет The Guardian, Facebook и другие участники рынка еще в 2015 году взяли на себя обязательство изучать и удалять в течение 24 часов любые комментарии, разжигающие ненависть, в частности, из-за массового притока мигрантов и беженцев. Но Маас, представляя законопроект, заявил, что «сети не воспринимают жалобы своих собственных пользователей достаточно серьезно».

Согласно данным, представленным правительством Германии, Facebook блокирует или удаляет только 39% противоправных сообщений, о которых сообщили пользователи. В Twitter удовлетворялась только одна из ста пользовательских жалоб. Аналогичные показатели для YouTube значительно улучшились по сравнению с первым мониторингом. Здесь удаление преступного контента по жалобам пользователей составляет 90%. В 82% случаев удаление осуществлялось в течение 24 часов после сообщения.

«Ясно одно: мы должны увеличить давление на социальные сети. Для того чтобы компании более серьёзно относились к удалению наказуемого контента, нужны правовые нормы», — заявил Маас.

Он также сообщил, что будет добиваться аналогичных мер в Европейском союзе.

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры