Началось общественное обсуждение законопроекта о допуске софта из ЕАЭС в реестр отечественного ПО

На портале для общественных обсуждений появился текст законопроекта, который позволит разработчикам из других государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) размещать свои программные продукты в Едином реестре отечественного ПО.

Это является условием допуска софта к госзакупкам на равных условиях с ПО российских разработчиков. О том, что Минкомсвязь начала работу над документом, D-Russia.ru писал в октябре.

Общественное обсуждение документа продлится до 15 ноября 2016 года.

В пояснительной записке сказано, что законопроект подготовлен в целях соблюдения основных принципов функционирования Евразийского экономического союза и распространения национального режима в сфере закупок программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд на государства-члены Союза.

Проектом федерального закона предусматривается дополнение 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» статьей, согласно которой программному обеспечению, происходящему из государств-членов Союза, предоставляются условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, равных условиям, предусмотренным постановлением правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 («Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Таким образом, программное обеспечение, происходящее из государств-членов Союза, приравнивается к российскому программному обеспечению и включается в единый реестр российских программ в порядке, установленном статьей 12.1 Федерального закона № 149-ФЗ, говорится в записке.

См. также «Как внести программный продукт в реестр российского ПО» >>>

Какое ПО из ЕАЭС может попасть в реестр (выдержка из законопроекта)
В реестр российского программного обеспечения включаются сведения о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящие из государств–членов Евразийского экономического союза, которые соответствуют следующим требованиям:

1) исключительное право на программу для электронных вычислительных машин или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):

  • а) государству–члену Евразийского экономического союза;
  • б) некоммерческой организации, высший орган управления которой прямо формируется одним или несколькими государствами–членами Евразийского экономического союза и (или) гражданами государств–членов Евразийского экономического союза и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и данной некоммерческой организацией;
  • в) коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого участия одного или нескольких государств–членов Евразийского экономического союза, некоммерческих организаций, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, граждан государств–членов Евразийского экономического союза составляет более пятидесяти процентов;
  • г) гражданину государства–члена Евразийского экономического союза;

2) программа для электронных вычислительных машин или база данных правомерно введена в гражданский оборот на территории государства–члена Евразийского экономического союза, экземпляры программы для электронных вычислительных машин или базы данных либо права использования программы для электронных вычислительных машин или базы данных свободно реализуются на всей территории государства–члена Евразийского экономического союза;

3) общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программы для электронных вычислительных машин или базы данных и для разработки, адаптации и модификации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими коммерческих организаций государства–члена Евразийского экономического союза и (или) некоммерческих организаций государства–члена Евразийского экономического союза, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими коммерческих организаций и (или) некоммерческих организаций государства–члена Евразийского экономического союза составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программы для электронных вычислительных машин или базы данных от реализации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, включая предоставление прав использования, независимо от вида договора за календарный год;

4) сведения о программе для электронных вычислительных машин или базе данных не составляют государственную тайну в соответствии с законодательством государства–члена Евразийского экономического союза, и программа для электронных вычислительных машин или база данных не содержит сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с законодательством государства–члена Евразийского экономического союза.

См. также «Выработаны предложения для цифровой декларации ЕАЭС» >>> 

Как писал D-Russia.ru, ранее ЕАЭС рассматривала возможность добиться отмены постановления № 1236. Вопрос обсуждался в апреле на заседании рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере под председательством помощника президента РФ Игоря Щёголева.

В конце октября министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров сказал, что Минкомсвязь намерена жестко отстаивать принципы работы реестра отечественного программного обеспечения и не допустить попадание туда продуктов западных компаний под видом ПО из стран ЕАЭС.

По словам Никифорова, в случае включения программного обеспечения из ЕАЭС в российской реестр, РФ ожидает аналогичных шагов и от них.

Справка

Согласно требованиям ФЗ-188 и постановления правительства № 1236 от 16 ноября 2015 года, при госзакупках программного обеспечения предлагается соблюдать приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным товарам. Причем, если закупка российского софта невозможна, предлагается обязать заказчика публиковать обоснование отказа от закупки. Покупать иностранный софт можно только если в реестре российского программного обеспечения отсутствует аналогичный российский или если отечественное ПО, включенное в реестр, не соответствует требуемым техническим характеристикам.

В июле первый вице-премьер Игорь Шувалов утвердил директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием. Представители интересов РФ обязаны голосовать «за» изменение процедур закупки ПО и баз данных таким образом, чтобы указывать на необходимость подачи предложений, предусматривающих приобретение только такого программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО. Таким образом, правительства де-факто распространило на госкомпании порядок закупок ПО, ранее введённый для госорганов.