Международное сотрудничество в киберпространстве: что предлагает Россия

Международное сотрудничество в киберпространстве: что предлагает Россия

Управление Интернетом и международная кибербезопасность к настоящему времени стали актуальными политическими проблемами

Безопасностью только что, в июле, официально озаботились сами лидеры G20.

Что до управления Интернетом, то оно мигрирует из технической сферы в политическую не так чтобы быстро, но уверенно. Три с лишним года назад Бразилия организовала NETmundial с идеей обсудить равноправное участие государств в эксплуатации киберпространства. Попытка успеха не имела, но Россия с Китаем это так не оставили и последовательно гнут свою линию: государства как организации, объединяющие всех граждан без исключения и несущие ответственность за соблюдение их прав, не могут довольствоваться ролью стейкхолдеров наряду с университетами и техническими экспертами, все страны имеют право на суверенитет в Сети (это касается как технических систем обеспечения доступа к Интернету, так и информационной политики), об этом нужно договариваться, и желательно в ООН, в чью структуру входит международный союз электросвязи (МСЭ) – это подходящее место для сотрудничества государств.

В качестве предварительного международного соглашения о киберпространстве неоднократно предлагалась международная конвенция по вопросам управления Интернетом и его безопасности. Впервые идея была высказана в Москве незадолго до NETMundial нынешним вице-президентом ICANN Михаилом Якушевым. Примером подобной конвенции, по его мнению, могут служить договор 1967 года о космосе или морская конвенция ООН.

В июле того же 2014 года страны БРИКС приняли Форталезскую декларацию, утверждающую «первостепенное значение» международного права «для обеспечения мирного, безопасного и открытого цифрового и интернет-пространства».

До сих пор ни конвенции по Интернету, ни международно-правовой базы для взаимодействия государств в киберпространстве в иной форме не принято.

Россия готова такую базу предложить. Она включает три документа.

Российский проект конвенции о киберпреступности

Россия разработала и представила проект конвенции о сотрудничестве в сфере борьбы с информационной преступностью. Цель документа – укрепить сотрудничество и гармонизировать национальные законодательства государств — членов ООН в борьбе с киберпреступностью.

Предшествующие документы ООН
Российский проект конвенции о киберпреступности учитывает Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы о киберпреступности, а также ряда глобальных антитеррористических конвенций.

Конвенция, по замыслу авторов, открыта для участия всех государств – членов ООН, она основывается на принципах суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств.

Конвенция содержит, в частности, понятийный аппарат, регламент ответственности за преступления, включая правила их криминализации, порядок оказания взаимной правовой помощи на досудебной стадии, в том числе в экстренных случаях, меры по возвращению активов, механизм претворения в жизнь положений конвенции.

В конвенции предлагается установить универсальную юрисдикцию, наделяющую государства правом уголовного и судебного преследования, вне зависимости от места совершения преступления и гражданства преступника и потерпевшего. Документ нацелен на обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, в том числе на основе принципа «либо выдай, либо суди», и передачу осуждённых в случае отсутствия между сторонами профильных двусторонних или многосторонних соглашений.

Для осуществления конвенции и проведения обзора хода выполнения её положений предлагается учредить конференцию государств — участников конвенции, а также создать техническую комиссию в качестве постоянно действующего органа под эгидой МСЭ или управления ООН по наркотикам и преступности. В задачи комиссии будет входить оценка технического прогресса в области ИКТ и подготовка рекомендаций для конференции по техническим вопросам.

Российский проект конвенции с высокой вероятностью встретит противодействие. Представитель МИД России по итогам заседания 23 июня 2017 года группы правительственных экспертов ООН констатировал «принципиальные политические разногласия сторон насчёт подходов к будущему глобального информационного пространства и принципов, на которых оно будет регулироваться».

Конвенция о безопасном Интернете

В апреле 2017 года Минкомсвязь России представила «концепцию конвенции ООН безопасного функционирования и развития сети «Интернет».

Целями потенциальной конвенции объявлены:

  • содействие дальнейшему развитию Интернета;
  • повышение безопасности Интернета и обеспечение гарантий прав и свобод ее пользователей;
  • установление режима равноправного международного сотрудничества в управлении Интернетом;
  • содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное управление Интернетом.

Для достижения этих целей концепция предлагает следующие общие принципы международного сотрудничества при управлении Интернетом:

Управление Интернетом представляет собой открытый демократический процесс, который основан на общепризнанных принципах и нормах международного права, ориентирован на нужды людей, защиту их прав и свобод, включая обеспечение личной информационной безопасности. Управление Интернетом имеет целью гармонизацию национальных и международных норм и стандартов, на обеспечение согласованного взаимодействия всех уровней управления с учётом права каждого государства на управление национальным сегментом Интернета; равное распределение полномочий одного государства по контролю над системами управления Интернетом между всеми государствами и при необходимости иными субъектами международного права; создание международных правовых и организационных основ управления Интернетом; обеспечение безопасности, целостности, стабильности и устойчивости Интернета.

Правила ответственного поведения в Интернете

Идея впервые возникла в 2012 году в Минкомсвязи, спустя год её поддержал МИД России, а в 2015 году и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев: «Очевидно, что, пока еще не поздно, необходимо не допустить криминализации Интернета, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере. Сделать это в условиях отсутствия полноценной международно-правовой базы сотрудничества в сфере информационной безопасности крайне сложно, поэтому первым шагом в создании международной системы безопасности в этой области могло бы стать принятие кодекса или правил поведения в форме мягкого права».

Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности (в 2015 году внесены странами-участницами ШОС на рассмотрение Генассамблеи ООН) носят рекомендательный характер, они не предусматривают обязательств государств криминализировать действия киберпреступников, защищать информационный суверенитет, сотрудничать в этой области.

Россия, по словам представителя МИД, рассматривает возможность внесения на рассмотрение Генассамблеи ООН резолюции «О правилах ответственного поведения государств в информационном пространстве».

Проект правил ответственного поведения государств предусматривает, что они обязуются не использовать ИКТ, включая сети, для осуществления враждебных действий, актов агрессии, создания угроз международному миру и безопасности или распространения информационного оружия или соответствующих технологий. Также страны должны прикладывать усилия к обеспечению безопасности на всех этапах поставок продукции и предоставления услуг в сфере ИКТ. Документ учитывает принцип суверенитета государств и невмешательства в их дела.

Правила ответственного поведения – составная часть концепции внешней политики России, утверждённой президентом России в декабре 2016 года.

Print Friendly

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × четыре =

Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры