Как сообщал D-Russia.ru, в четверг 8 января опубликовано распоряжение правительства от 29 декабря 2014 года №2769-р, которым утверждена Концепция региональной информатизации.
При разработке концепции использованы результаты исследования, проведенного Экспертным центром электронного государства в 2012 году и работы, выполненной экспертным сообществом в 2013 году.
В ходе этих работ определены приоритетные направления информатизации приоритетных социально значимых сфер государственного управления субъектов Российской Федерации (здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, жилищно-коммунального хозяйства и общественной безопасности).
Концепция, утвержденная правительством, определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, а также организационную модель управления региональной информатизации.
Как сказано в вводной части документа, положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг. В то же время в самой концепции аспекты информатизации органов местного самоуправления практически не освещены.
Согласно концепции, основными целями региональной информатизации являются:
- повышение качества жизни граждан за счет ИКТ;
- выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;
- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения этих целей предлагается решение достаточно общих задач:
- комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;
- повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;
- обеспечение комплексного управления внедрением ИКТ в субъектах Российской Федерации.
Все перечисленные задачи уже поставлены перед органами власти и местного самоуправления федеральными нормативными актами, начиная от федеральных законов и заканчивая целым рядом постановлений и распоряжений правительства, посвященных переходу к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде и созданию и развитию элементов инфраструктуры электронного правительства.
Концепция перечисляет основные отрасли экономики и сферы государственного и муниципального управления, развитие которых в регионах осуществляется с широким использованием ИКТ. В этот перечень включены:
- образование;
- здравоохранение;
- социальное обеспечение;
- труд и занятость;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- безопасность жизнедеятельности;
- транспорт;
- культура;
- энергетика;
- сельское хозяйство;
- государственные и муниципальные финансы;
- связь;
- строительство;
- дорожное хозяйство.
По некоторым из этих отраслей в концепции приводятся перечни нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль, и предлагаются приоритетные направления информатизации – создание информационных систем (ИС) и ресурсов, обеспечение межведомственного информационного обмена и оказание услуг и сервисов в электронном виде.
Отрасли строительства и дорожного хозяйства концепцией не освещены, сказано лишь, что в этих сферах детализация и уточнение направлений региональной информатизации осуществляются в планах, разрабатываемых соответствующими федеральными ведомствами при участии Минкомсвязи России.
В концепции предлагаются основные принципы региональной информатизации – интеграция региональных ИС с отраслевыми федеральными ИС и исключение дублирования функций в региональных и федеральных ИС. При планировании мероприятий отраслевой информатизации рекомендуется «сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан». При этом методические рекомендации по оценке социально-экономического эффекта не приведены.
Отдельный раздел концепции посвящен управлению региональной информатизацией. Из него следует, что Минкомсвязь России (вместе с профильными федеральными ведомствами) возьмет на себя:
- выявление лучшего опыта органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации и создание типовых ИС, правовых и методических актов;
- определение ключевых показателей эффективности информатизации в субъектах Российской Федерации;
- проведение конкурсного отбора на право получения субсидий на реализацию проектов информатизации в субъектах Российской Федерации на основе софинансирования;
- методическое обеспечение деятельности по внедрению ИКТ органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Последний пункт целесообразно было бы расширить, включив в него не только методическое обеспечение не только внедрения, но и всех процессов региональной информатизации, в том числе с учетом «лучшего опыта органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации», упомянутого в первом пункте.
Концепцией рекомендуется создать в каждом регионе систему управления региональной информатизацией, аналогичную существовавшей с 2010 года и включающую заместителя высшего должностного лица субъекта (общее руководство региональной информатизацией), координационный орган (формирование стратегии информатизации), уполномоченный орган власти по информатизации (региональное IT-министерство), отраслевые региональные ведомства, органы местного самоуправления, экспертный общественный совет по информатизации.
При этом на региональное IT-министерство (комитет, департамент) предлагается возложить достаточно широкие полномочия, в том числе:
- долгосрочное стратегическое планирование региональной информатизации;
- организацию и координацию деятельности по разработке и реализации программ и проектов региональной информатизации;
- координацию деятельности органов государственной власти по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме и ведению базовых информационных ресурсов в электронной форме;
- методическую и экспертную поддержку отраслевых органов и органов местного самоуправления;
- координацию мероприятий по созданию и эксплуатации информационных систем и региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органами государственной власти (включая ведение справочников и классификаторов;
- координацию интеграции информационных систем органов власти региона между собой и с федеральными государственными информационными системами;
- мониторинг результатов реализации проектов информатизации и состояния информатизации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Концепция содержит рекомендации по координации расходов на информатизацию, формированию региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрению ИС для обеспечения управленческой деятельности (системы электронного документооборота, информационно-аналитические системы, системы кадрового и бухгалтерского учета, системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности и другие).
Регионам рекомендуется утвердить планы-графики реализации направлений концепции, результатом которой должно стать достижение целей, сформулированных в начале документа (повышение качества жизни, выравнивание уровня развития информационного общества и повышение эффективности государственного управления на основе использования ИКТ). Для оценки эффективности процессов информатизации предлагается использовать показатели статистического наблюдения, результаты регулярного мониторинга, социологических и опросных исследований и иные показатели. Минкомсвязь планирует разработать для этого контрольные целевые показатели и методику их оценки.
В заключение авторы концепции обещают создать систему мониторинга эффективности региональной информатизации, в рамках которой будут сформированы паспорта информатизации каждого субъекта Российской Федерации и составлен ежегодный рейтинг эффективности информатизации субъектов Российской Федерации.