Концепция региональной информатизации – о чем она?

Концепция региональной информатизации – о чем она?

Как сообщал D-Russia.ru, в четверг 8 января опубликовано распоряжение правительства от 29 декабря 2014 года №2769-р, которым утверждена Концепция региональной информатизации.

При разработке концепции использованы результаты исследования, проведенного Экспертным центром электронного государства в 2012 году и работы, выполненной экспертным сообществом в 2013 году.

В ходе этих работ определены приоритетные направления информатизации приоритетных социально значимых сфер государственного управления субъектов Российской Федерации (здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, жилищно-коммунального хозяйства и общественной безопасности).

Концепция, утвержденная правительством, определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, а также организационную модель управления региональной информатизации.

Как сказано в вводной части документа, положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг. В то же время в самой концепции аспекты информатизации органов местного самоуправления практически не освещены.

Согласно концепции, основными целями региональной информатизации являются:

  • повышение качества жизни граждан за счет ИКТ;
  • выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;
  • формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения этих целей предлагается решение достаточно общих задач:

  • комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;
  • повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;
  • повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;
  • обеспечение комплексного управления внедрением ИКТ в субъектах Российской Федерации.

Все перечисленные задачи уже поставлены перед органами власти и местного самоуправления федеральными нормативными актами, начиная от федеральных законов и заканчивая целым рядом постановлений и распоряжений правительства, посвященных переходу к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде и созданию и развитию элементов инфраструктуры электронного правительства.

Концепция перечисляет основные отрасли экономики и сферы государственного и муниципального управления, развитие которых в регионах осуществляется с широким использованием ИКТ. В этот перечень включены:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • социальное обеспечение;
  • труд и занятость;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • транспорт;
  • культура;
  • энергетика;
  • сельское хозяйство;
  • государственные и муниципальные финансы;
  • связь;
  • строительство;
  • дорожное хозяйство.

По некоторым из этих отраслей в концепции приводятся перечни нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль, и предлагаются приоритетные направления информатизации – создание информационных систем (ИС) и ресурсов, обеспечение межведомственного информационного обмена и оказание услуг и сервисов в электронном виде.

Отрасли строительства и дорожного хозяйства концепцией не освещены, сказано лишь, что в этих сферах детализация и уточнение направлений региональной информатизации осуществляются в планах, разрабатываемых соответствующими федеральными ведомствами при участии Минкомсвязи России.

В концепции предлагаются основные принципы региональной информатизации – интеграция региональных ИС с отраслевыми федеральными ИС и исключение дублирования функций в региональных и федеральных ИС. При планировании мероприятий отраслевой информатизации рекомендуется «сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан». При этом методические рекомендации по оценке социально-экономического эффекта не приведены.

Отдельный раздел концепции посвящен управлению региональной информатизацией. Из него следует, что Минкомсвязь России (вместе с профильными федеральными ведомствами) возьмет на себя:

  • выявление лучшего опыта органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации и создание типовых ИС, правовых и методических актов;
  • определение ключевых показателей эффективности информатизации в субъектах Российской Федерации;
  • проведение конкурсного отбора на право получения субсидий на реализацию проектов информатизации в субъектах Российской Федерации на основе софинансирования;
  • методическое обеспечение деятельности по внедрению ИКТ органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Последний пункт целесообразно было бы расширить, включив в него не только методическое обеспечение не только внедрения, но и всех процессов региональной информатизации, в том числе с учетом «лучшего опыта органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации», упомянутого в первом пункте.

Концепцией рекомендуется создать в каждом регионе систему управления региональной информатизацией, аналогичную существовавшей с 2010 года и включающую заместителя высшего должностного лица субъекта (общее руководство региональной информатизацией), координационный орган (формирование стратегии информатизации), уполномоченный орган власти по информатизации (региональное IT-министерство), отраслевые региональные ведомства, органы местного самоуправления, экспертный общественный совет по информатизации.

При этом на региональное IT-министерство (комитет, департамент) предлагается возложить достаточно широкие полномочия, в том числе:

  • долгосрочное стратегическое планирование региональной информатизации;
  • организацию и координацию деятельности по разработке и реализации программ и проектов региональной информатизации;
  • координацию деятельности органов государственной власти по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме и ведению базовых информационных ресурсов в электронной форме;
  • методическую и экспертную поддержку отраслевых органов и органов местного самоуправления;
  • координацию мероприятий по созданию и эксплуатации информационных систем и региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органами государственной власти (включая ведение справочников и классификаторов;
  • координацию интеграции информационных систем органов власти региона между собой и с федеральными государственными информационными системами;
  • мониторинг результатов реализации проектов информатизации и состояния информатизации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Концепция содержит рекомендации по координации расходов на информатизацию, формированию региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрению ИС для обеспечения управленческой деятельности (системы электронного документооборота, информационно-аналитические системы, системы кадрового и бухгалтерского учета, системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности и другие).

Регионам рекомендуется утвердить планы-графики реализации направлений концепции, результатом которой должно стать достижение целей, сформулированных в начале документа (повышение качества жизни, выравнивание уровня развития информационного общества и повышение эффективности государственного управления на основе использования ИКТ). Для оценки эффективности процессов информатизации предлагается использовать показатели статистического наблюдения, результаты регулярного мониторинга, социологических и опросных исследований и иные показатели. Минкомсвязь планирует разработать для этого контрольные целевые показатели и методику их оценки.

В заключение авторы концепции обещают создать систему мониторинга эффективности региональной информатизации, в рамках которой будут сформированы паспорта информатизации каждого субъекта Российской Федерации и составлен ежегодный рейтинг эффективности информатизации субъектов Российской Федерации.

Концепция региональной информатизации >>>

Print Friendly
Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры