Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Итоги 2016 года

29

Автор — Павел Ципорин, директор департамента информационных технологий Югры.

В настоящее время проникновение Интернета в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 96,05% (при среднем по России по итогам 2016 года 70,4%). 87,6% домохозяйств округа имеют широкополосный доступ в Интернет. Ведется постоянная работа по обеспечению скоростного доступа в Интернет в удаленных и труднодоступных населенных пунктах. Так, в 2016 году реализован инвестиционный проект по строительству волоконно-оптических линий связи в 12 таких населенных пунктах (с. Былино, д. Вампугол, п. Зайцева Речка, с. Ларьяк, с. Охтеурье, д. Соснина, д. Чехломей Нижневартовского района; п. Лыхма, п. Верхнеказымский, с. Казым, п. Сосновка Белоярского района; п. Андра Октябрьского района).

Параллельно в округе развивается сеть Центров общественного доступа (ЦОД). Всего в 153-х населенных пунктах Югры (из которых 92, т.е. 60%, находятся в удаленных районах) действуют 224 центра общественного доступа. В 61 ЦОДе в удаленных районах доступ к сети Интернет обеспечивается с использованием спутниковых технологий. 12 ЦОДов дополнительно оснащены брайлевским оборудованием и специализированным программным обеспечением для граждан с ограниченными возможностями по зрению. В 19 ЦОДах имеется возможность организации видеоконференцсвязи, в том числе проводятся заседания общественных советов.

Особое внимание в работе Департамента информационных технологий уделяется формированию инфраструктуры электронного правительства и предоставлению гражданам электронных услуг. По итогам 2016 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) было зарегистрировано 651 912 жителей Югры, что составляет 56,4% от общей численности населения округа старше 14 лет (при среднем по России 34%). По данному показателю Югра занимает первое место по Уральскому федеральному округу и четвертое место по Российской Федерации.

Жители Югры не просто регистрируются в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), но активно пользуются электронными услугами.

Количество заявлений в электронном виде на получение услуг постоянно растет: если с 2010 по 2012 год граждане направили через ЕПГУ и региональный портал государственных услуг 213 тысяч заявлений, то в 2013 году – 280 тысяч, в 2014– 303 тысячи, в 2015 – 312 тысяч и в 2016 году – 437 тысяч заявлений. Таким образом, с 2010 года ежегодное количество заявлений возросло вдвое, причем наиболее активный рост пришелся на 2016 год.

В Югре значение показателя «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме», установленного указом президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года, в 2016 году составило 74,1%, что соответствует первому месту среди субъектов Уральского федерального округа и второму месту в рейтинге субъектов Российской Федерации. При этом плановые значения показателя, установленные субъектам России по достижению данного указа, определены на уровне 50% в 2016 году, 60% – в 2017, 70% – в 2018.

Для удобства граждан разработано мобильное приложение «Госуслуги ХМАО». Через него можно получать одни из самых востребованных услуг — «Предоставление информации о текущей успеваемости школьника» («Электронный дневник») и «Проверка очереди в детский сад».

Еще одна востребованная услуга – запись на прием к врачу. Во всех медицинских организациях округа (их 72) имеется интернет-регистратура, интегрированная с ЕПГУ и региональным порталом госуслуг. Также действует мобильное приложение «Электронный кабинет пациента». Всего за 2016 год с использованием электронных средств (интернет-регистратура, мобильное приложение, терминалы самозаписи, контакт-центр Департамента здравоохранения) было подано 650 тысяч заявок на врачебный прием.

В 2016 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал одним из 10 пилотных регионов, которые приняли участие в проекте «Мультирегиональность ЕПГУ», в рамках которого региональный контент интегрируется в модернизированный интерфейс ЕПГУ. С ноября 2016 года на ЕПГУ доступны 20 регионально-зависимых карточек (РЗКУ), на которых размещаются ссылки на региональные и муниципальные услуги, оказываемые органами власти Югры. Теперь жители округа, оказавшись на региональном портале, автоматически перенаправляется на соответствующую страницу на ЕПГУ. В 2017 году автономный округ продолжит работу по переводу с регионального портала на ЕПГУ наиболее популярных среди населения региональных услуг.

В округе ведется целенаправленная работа по разъяснению гражданам преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Для этого используются как средства массовой информации, так и социальные сети. Так, группа «Госуслуги ХМАО» действует в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники».

Рис. 1. Скриншот группы «Госуслуги ХМАО» во «ВКонтакте».

Кроме того, на базе Центров общественного доступа, культурно-досуговых центров, учреждений образования и центров социального обслуживания населения проводится обучение граждан компьютерной грамотности по программе «Электронный гражданин». Программа реализуется в округе с 2006 года и была неоднократно отмечена на самом высоком уровне. Курсы проводят сертифицированные преподаватели (тьюторы) в специально оборудованных стационарных учебных классах, подключенных к сети Интернет. В 2016 году обучение прошли 1102 человека, в том числе 652 пенсионера.

Качество знаний, полученных в ходе обучения, подтверждается независимым тестом, который слушатели проходят по окончанию обучения. При успешной сдаче теста слушатель получает сертификат.

Рис. 2. Сертификат.

Также действует портал «Электронный гражданин Югры», на котором можно записаться на обучение, познакомиться с преподавателями, изучить отзывы слушателей, а также пройти материал самостоятельно с помощью видео- и аудио- (для граждан с ограничениями по зрению) курсов.

Рис. 3. Скриншот главной страницы портала «Электронный гражданин Югры».

В 2016 году произошло техническое обновление Единого официального сайта государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Он был переведен на современную отечественную платформу «1С Битрикс. Управление сайтом». Сайт ориентирован на обратную связь с населением округа. На нем действуют разделы «Обращения граждан», «Общественная экспертиза», «Опрос общественного мнения». С целью повышения открытости органов власти на сайте имеется раздел «Бюджетный экран», содержащий в доступной для пользователей форме информацию о формировании и расходовании бюджета автономного округа.

Рис. 4. Раздел «Бюджетный экран».

В 2016 году Портал занял первое место среди субъектов Российской Федерации в системе «Инфометр».

В Югре продолжается реализация проекта по открытым данным, направленная на раскрытие информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в машиночитаемом виде. С августа 2016 года действует Портал открытых данных ХМАО-Югры, на котором размещено 180 наборов данных.

Портал также занял первое место среди субъектов Российской Федерации в системе «Инфометр», его открытость оценена как стопроцентная.

Рис. 5. Скриншот главной страницы Портала открытых данных.

Мы понимаем, что одной публикации открытых данных недостаточно – необходимо, чтобы на их основе создавались нужные гражданам мобильные приложения и веб-сервисы. С целью стимулировать этот процесс в октябре 2016 года в Ханты-Мансийске прошел первый окружной хакатон «Хантатон 2016». В нем участвовало 13 команд общей численностью 48 человек. Участники представили на суд жюри проекты, направленные на совершенствование окружных систем образования, здравоохранения, ЖКХ, повышение туристической привлекательности региона, улучшения процессов управления многоквартирными домами. Победителем стала команда «Bunch» из г. Сургут, разработавшая Единый сервис для школьников, абитуриентов и их родителей, помогающий определиться с выбором вуза. По отзывам самих хакатонщиков, мероприятие запомнилось им своей атмосферой, драйвом и отличной организацией.

Продолжением проекта станет разработка Концепции развития экосистемы открытых данных в Югре.

Еще одно важное направление работы – развитие Территориальной информационной системы (ТИС) Югры. Система предназначена для сбора, хранения, обработки и предоставления информации с целью информационного и научно-аналитического обеспечения процесса решения управленческих задач.

Ядро ТИС Югры составляет Единый картографический ресурс автономного округа, включающий:

— Единую топографическую основу масштаба 1:100000.

— 869 тематических картографических слоев (в том числе карты лицензирования недропользования и планируемых геологоразведочных работ, схема электростанций и электрических сетей, карты железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и многие другие). По сравнению с 2015 годом количество слоев увеличилось на 60.

— Мозаику ортотрансформированных космоснимков всей территории округа. Все космические снимки сведены в единые покрытия для удобства их использования. На основе дешифрования космоснимков ведется поддержка и актуализация 14 картографических сервисов.

Космические снимки в комбинации с мультимасштабной топографической основой и тематическими пространственными слоями ТИС Югры являются главным источником пространственной информации и служат основой для проведения космического мониторинга.

На платформе ТИС Югры действует 10 ведомственных систем, а еще 25 систем, использующихся для передачи информации, интегрированы с ТИС.

Востребованность ТИС постоянно растет: на конец 2016 года в системе было зарегистрировано 2800 человек, являющихся сотрудниками 101 органа власти. Для сравнения укажем, что в 2015 году в ТИС работало 2101 человек из 88 органов власти.

Система имеет публичный уровень.

Рис. 6. Публичный информационный уровень ТИС Югры.

Особой востребованностью пользуется созданная на платформе ТИС Югры автоматизированная информационная система «Управление транспортом» (АИС). В систему внесена информация о 1315 транспортных средствах, передвигающихся по 361 маршруту, а также о 99 предприятиях-перевозчиках. АИС имеет публичную часть, посредством которой гражданам предоставляется оперативная информация о маршрутах и расписании движения транспортных средств. Дополнительно разработан сервис по построению маршрута следования пассажирским транспортом по выбранным точкам на карте и мониторинга движения транспортного средства по маршруту.

Достигнутые успехи позволили автономному округу стать организатором одного из самых масштабных российских мероприятий в сфере информатизации. Это Международный IT-Форум, который уже два года проводится с участием стран БРИКС и ШОС.

VIII Международный IT-Форум, который прошел 8-9 июня 2016 года в Ханты-Мансийске, привлек 1785 специалистов по информатизации из 48 стран мира и 29 регионов России. Делегацию ЮАР возглавляла Министр коммуникаций Южно-Африканской Республики госпожа Фэйт Мутхамби. Ханты-Мансийск также посетили представители Всеиндийской ассоциации промышленников, для которых был организован ряд рабочих встреч с деловым сообществом Югры.

Тема Форума была сформулирована как «Цифровой регион: конструктор новых возможностей для граждан». В рамках Форума впервые прошла международная конференция под эгидой ЮНЕСКО «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства». По традиции работала выставка «Информационные технологии для всех», которую активно посещали жители Ханты-Мансийска.

Всего на форуме состоялось 21 мероприятие, прозвучало 173 доклада, подписано 10 соглашений. По итогам форума принята «Югорская декларация», в которой особое внимание обращается на стратегическую роль информационных технологий и открытых данных для социально-экономического развития стран БРИКС и ШОС в целях обеспечения интересов национальной безопасности и государственного суверенитета.

IX Международный IT-Форум с участием стран БРИКС и ШОС пройдет в Ханты-Мансийске 6-7 июня 2017 года.

В целом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре успешно реализуются стратегические цели государственной политики в сфере информационных технологий: формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышение эффективности государственного и муниципального управления. Широкое использование информационных технологий как фактора социально-экономического развития способствует повышению качества жизни граждан.

Округ является одним из регионов-лидеров в сфере информатизации. Он устойчиво занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по уровню развития информационного общества и электронного правительства.

Достижения автономного округа – следствие системного подхода к внедрению информационных технологий в соответствии с государственной программой «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016–2020 годы». Программа определяет основные направления IT-политики органов власти Югры, и реализуется в тесном контакте с муниципальными образованиями автономного округа, IT-бизнесом, высшими и средними специальными учебными заведениями и широкой общественностью.