Наталья Касперская об импортозамещении в области IT

Наталья Касперская об импортозамещении в области IT

От редакции: гендиректор InfoWatch Наталья Касперская любезно предоставила D-Russia.ru свои заметки, написанные по свежим впечатлениям от инвестиционного форума в Сочи.

Преамбула. Проблема

Сейчас в государстве все яснее становится осознание необходимости срочного импортозамещения в ключевых IT-областях. Это понимание пришло как после введения санкций со стороны иностранных государств, так и после разоблачений Эдварда Сноудена по поводу тотальной прослушки Агентством национальной безопасности США всех устройств, поисковых систем, бесплатных почтовых служб, служб размещения фотографий и пр. Никакая тайна частной жизни не ограничивает АНБ в сборе данных абсолютно обо всех гражданах как своего, так и других государств. Если же гражданин представляет какой-то интерес для данного агентства (являясь, к примеру, канцлером Германии, или крупным российским чиновником, или бизнесменом), то пристальный контроль всех коммуникаций ему гарантирован. При этом АНБ становятся известны данные о массовых перемещениях и предпочтениях граждан. Российские граждане в связи с современной политической ситуацией становятся объектом особенно пристального наблюдения.

Помимо слежения, нельзя исключать сценарий (в случае ухудшения политической ситуации) полного выключения американских устройств или работающих на американских технологиях компьютерных систем (а это 90% всех имеющихся в России устройств) – настольных компьютеров и ноутбуков, планшетов и смартфонов, устройств или роботов, имеющих выход в Интернет, да и самого Интернета, который тоже в значительной мере является американским.  Заметим себе, что даже компьютеры или устройства, собранные не в США, а, например, в Китае, также зависят от Америки, поскольку используют чипы, BIOS, операционные системы американского производства. Это дает Штатам ровно такую же возможность удаленного влияния.

Что говорят?

Хорошим ответом на тотальную зависимость от США могло бы стать импортозамещение американских технологий отечественными аналогами. Мы (Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», АРПП) неоднократно говорили о необходимости подобного импортозамещения, но эта инициатива, к сожалению, не находила должного понимания среди государственных мужей. Сейчас я часто участвую в различных мероприятиях, посвященных импортозамещению, и вижу огромный разброс мнений по поводу того, что же делать. Мнения колеблются от «всё пропало, ничего уже не исправить и никогда не догнать» до «давайте выделим 100 миллиардов долларов и сделаем все своё лет за 10-15».

Мне бы хотелось обсудить оба этих мнения, а также предложить свой взгляд на решение проблемы.

Итак, по поводу того, что «всё пропало». Россия всегда славилась ассиметричными ответами и умением находить выход из, казалось бы, невозможных ситуаций. Вспомним историю индустриализации страны, когда за 15 лет в абсолютно разоренной после гражданской войны стране была построена промышленность и дан старт нескольким научным школам. Вспомним историю создания атомной бомбы сразу после тяжелейшей войны, унесшей почти 10% населения. Историю запуска первого в мире космического корабля с человеком на борту и проч. Когда мы хотим, мы можем. А это значит, что нужна политическая воля и желание. Тогда находятся и гении, и необходимые ресурсы, и неординарные способы решения сложнейших задач.

Так вот и по поводу современных IT – нам вовсе не надо пытаться восстановить всю историю разработки компьютерных технологий за последние 30 лет. Мы можем сразу перешагнуть на ступеньку создания, например, мощных планшетов, минуя этап создания персонального компьютера. Возможно, на начальном этапе это придется сделать вместе с нашими друзьями-китайцами, которые не меньше нас заинтересованы в избавлении от технологической зависимости.

Второе замечание – по поводу стоимости разработки и необходимости разработки всего с нуля. Если мы возьмем программные продукты, то в России есть довольно много из того, что составляет цифровой суверенитет. Есть несколько клонов Linux. Есть свой антивирус.  Есть ключевые разработки в области СУБД и ERP. Есть офисные приложения, основанные на открытом ПО. Есть множество специализированных разработок для промышленности, в т.ч. военной.

Китайский опыт, кстати, весьма интересен. Китайцы гораздо дальше нас продвинулись в создании собственной элементной базы и развития своего цифрового суверенитета. Однако, по меткому замечанию одного чиновника, их слабость состоит в том, что ядро технологии (а именно – чип и процессор), как игла, где лежит жизнь у Кощея Бессмертного, им не принадлежит.

Что делать?

Для начала я предлагаю разделить задачу по импортозамещению в области ключевых IT на две части:

  1. Разработки, аналоги которых имеются в РФ
  2. Разработки, аналогов которых в РФ нет

Очевидно, что стратегия для этих двух частей должна быть различной.

Импортозамещение в областях, где у России есть готовые продукты

По п. 1 задача решается довольно просто. По сути, здесь лишь нужна государственная воля. Начать надо, естественно, с ключевых объектов, находящихся в государственной собственности или контролируемых государством (т.е. тех, которые в первую очередь могут попасть под санкции). Для них в регламент по госзакупкам должен быть внесен пункт о необходимости закупки отечественного продукта при его наличии. При этом соответствующему пункту ри тендерной закупке должен назначаться максимальный вес.

В качестве критерия «отечественности» предлагаю считать нахождение компании-разработчика в определенном Реестре отечественных IT-разработчиков, который сейчас разрабатывается совместно Минкомсвязью и АРПП.

Импортозамещение в областях, где у России нет готовых продуктов

Здесь ситуация более сложная. Мне представляется разумным следующий алгоритм.

  1. Для начала определить технологии, которые действительно необходимы и без которых страна не может обойтись в случае самого худшего сценария (например, полностью выключили все иностранные IT-системы в стране). Это должен быть список, причем он не может быть длинным.Мне представляется, что в список могут войти:
    1. Чип
    2. Процессор
    3. BIOS
    4. СУБД
    5. Системы управления производственными процессами (АСУ ТП)
    6. Что-то еще.
  2. Объявить эти темы приоритетными и выделить на них госфинансирование хотя бы в рамках существующих программ или фондов (ФРИИ, РВК, «Сколково», Лидер, ФЦП ИР по IT при Минобразовании). Если в рамках существующих программ это невозможно, то открыть специализированную программу поддержки ключевых разработок.
  3. Мне не кажется, что задача реализации областей, где у нас нет заделов, может быть осуществлена силами НИИ хотя бы по той причине, что нам необходимы продукты, которые бы имели не узкоспециализированное применение, а массовое. НИИ, как правило, не отличаются способностью делать массовый продукт. Следовательно, необходимо частно-государственное партнерство. Это можно сделать, используя сразу три пути:
    1. Понятным, четким и простым механизмом выделения средств на разработку.
    2. Гарантированным госзаказом.
    3. Созданием рабочей группы, которая бы координировала развитие ключевых разработок. Группа должна быть создана под эгидой правительства РФ, чтобы избежать межведомственных распрей. В нее должны войти представители заказчиков (госкопаний или компаний с госучастием), которые должны рассказать о своих потребностях, представители министерства связи и другие регуляторы, и собственно IT-разработчики. Последнее важно для того, чтобы все заказы не ушли в НИИ на перспективы в 20-30 лет.

Из всех вышеперечисленных пунктов ключевым является госзаказ. Работать просто за деньги, выделяемые на разработку, разработчикам неинтересно, т.к. это не дает никакой прибыли, а ввергает компанию в постоянные расходы по развитию, поддержке и настройке произведённых продуктов. Нужен именно госзаказ. Тогда эта модель становится вполне рыночной, и у разработчиков появляется стимул разрабатывать недостающие элементы.

Вывод

На мой взгляд, дальнейшее промедление в этой области подобно смерти государства. И поэтому мы все должны максимально быстро начать решать проблему. На мой взгляд, она может быть решена относительно небольшими вложениями. Разработанные у нас элементы можно потом продавать в дружественные к нам страны, озабоченные доминированием США в технологиях. Как то: Китай, Малайзия, Индонезия, Индия, Бразилия  и др. В том числе, кстати, Ближний Восток. Арабы хотя и любят говорить о своей дружбе с Америкой, но не преминут заменить часть IT-продуктов не-американскими. А поскольку своих у них вообще нет, то сотрудничество с Россией может быть очень перспективным.

19 сентября 2014, Сочи-Москва

Print Friendly

Поделиться в соц. сетях

0

Один комментарий

  1. Согласен с позицией Натальи. К примеру, у нас есть сильные производители ERP — Галактика, 1С, но нет производителей СУБД под них.

Условия использования
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru обязательна.
Партнеры
Подняться наверхПодняться наверх