Хорошее дистанционное образование, или Максим на хайпе

В марте 2017 года Максим Буздалов (к.т.н., доцент кафедры «Компьютерные технологии» Университета ИТМО, чемпион ICPC 2009 года, лауреат премии правительства РФ – ред.) повторно запустил два дистанционных курса: на английском и русском языках. В феврале 2018 года ему пришло письмо из университетского центра дистанционного образования об его англоязычном курсе, на который первоначально записалось 45 тысяч слушателей (с учётом второго запуска – 65 тысяч):

«Мы получили письмо от edX о том, что они провели обширное исследование курсов, размещённых на этой платформе, опросили слушателей и составили перечень самых качественных курсов с точки зрения актуальности, популярности и уровня полученных слушателями результатов. Ваш курс «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions» вошёл в этот список, и нам предложили продолжить обучение слушателей на курсе, а также поднять стоимость сертификата до 99 долларов, так как они экспериментально вводят новую ценовую политику в зависимости от качества курса.

Мы считаем, что это хорошая новость – курс высоко оценён слушателями. Сейчас мы сделали перезапуск курса на 20 марта. Ниша олимпиадного программирования на edX на сегодняшний день уверенно занята нами, конкуренции на платформе по этой тематике нет, и до тех пор, пока мы не разработали новую концепцию курса для чемпионов, мы хотели бы оставить слушателям возможность обучаться у Вас. Более того, спустя сутки после открытия записи без какой-либо рекламы уже было оплачено несколько сертификатов. Поэтому мы можем сделать вывод, что этот перезапуск слушатели ждут».

Приведённое выше название дали не мы, а маркетинговые службы платформы edX, что привело к тому, что люди, не умеющие писать программы, бросились изучать этот курс в надежде, что для них откроется секрет, как стать чемпионом мира по программированию. Кое-какие секреты действительно есть, на русском языке они описаны здесь и здесь.

Вот что рассказал Максим о том, как ему жилось в то время: «Первые дни после старта курса я «жил» на этом форуме. Мне поступало множество сообщений с edX, чуть ли не в сто раз больше, чем от слушателей подобного нашего русского курса. При этом приходилось читать и править программы на разных языках, и много раз объяснять одно и то же». Максиму руководители факультета выделили двух помощников. Однако один из них так и не появился, а другой не справился с нагрузкой, и Максим в одиночку достаточно долго продолжал «жить» на форуме, отвечая в среднем на 50 (!) вопросов в день. Это при том, что доля выполнявших домашние задания от всех слушающих курс была незначительной.

А вот два мнения об этом курсе, приведенные на указанном выше сайте:

– «It is one of the best courses I have taken online. This courses teaches the fundamentals of competitive coding and has some awesome problems as tests» (Student, rates this course 5 / 5 stars);

– «This is the best course that I have ever taken. Maxim Buzdalov is a role model for a world class teacher» (А. Atanasov, rates this course 5 / 5 stars).

Число слушателей курса Максима составляет значительную часть зарубежных слушателей российских интернет-курсов. Это подтверждается, например, тем, что на встрече ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова с президентом России Владимиром Путиным, посвященной 25-летию Высшей школы экономики, Ярослав Иванович, в частности, сказал: «Мы смогли вовремя организовать Национальную ассоциацию открытого образования. Если мы посмотрим на результаты «Вышки», Физтеха и ИТМО, то у нас почти 150 тысяч слушателей в США и около 100 тысяч слушателей в Европейском союзе. Это такая новая «мягкая сила», которая кровно связана с новыми возможностями, с тем, что мы вовремя вскочили в этот поезд и не только организовали свои платформы, но и в Coursera, и в edX активно участвуем».

При первом запуске англоязычного курса Максиму пришлось запускать также и онлайн-курс на русском языке на «Национальной платформе открытого образования», который называется «Алгоритмы программирования и структуры данных». В первый раз его прослушало около 3 тысяч человек. Запуск второго курса в те же сроки, что и на английском языке, ещё больше усложнил жизнь Максима, но он справился, о чем свидетельствуют отзывы слушателей:

– «Отличный курс. Желаю творческих успехов команде курса и хочу выразить отдельную благодарность Максиму Буздалову за обучение и общение на форуме»;

– «Курс отличный! Считаю, что подход к изучению алгоритмов через решение задач очень удачный, так как интересные задачи сами по себе провоцируют небольшие самостоятельные исследования. Работа Максима Викторовича на форуме вызывает восхищение, оперативность и содержание ответов на очень высоком уровне – иной раз только из одного поста узнаешь нового не меньше, чем из лекции»;

– «Хочется вторую часть! Тем ещё много – динамическое программирование, например. Максим провел огромную работу, помогая оптимизировать решения на форуме, что не делает никто (я занимался и на Степике и Курсере). За такую помощь я готов платить. Вообще цена в тысячу рублей за сертификат для курса такого качества мала»;

– «Курс то, что надо! Администрация вовремя помогает и идёт на уступки. Максим Викторович дал очень много советов и подсказок. Он помог разобраться в моём же коде. Отдельная благодарность ему за потраченное время. Хотелось бы продолжения курса с другими алгоритмами»;

– «Отличный курс, большое спасибо Максиму Буздалову за поддержку на форуме и за отличные задания по темам лекций»;

– «Курс отлично подходит для расширения кругозора (что и было целью моего участия). Лекции в целом составлены грамотно и подробно, а задания подобраны интересные и требуют порой пошевелить мозгами. На мой взгляд, сложность курса высоковата: несмотря на то, что мне удалось выполнить большую часть заданий курса, приходилось тратить на них в среднем больше времени, чем указано было в описании к курсу (иногда даже в два раза больше). В остальном же хочу поблагодарить команду составителей курса за отличное качество, а Максима Буздалова за помощь и ценные советы на форуме!»;

– «Понравилась работа организаторов курса, и то, что они всегда были на связи и разрешали возникающие затруднения быстро. Конкретно мне очень помогло то, что они помогали найти конкретные ошибки в решениях. Чего не хватало? Хотелось бы чуть больше общей информации насчёт того, где какой алгоритм применяется на практике, хотя это можно и погуглить, но всё равно было бы интересно».

Русскоязычный курс закрыть нельзя, по крайней мере потому, что он включён в одну из программ бакалавриата нашего университета, так что Максиму придётся его вести.

В заключение отмечу, что многие думают, что дистанционное образование может стать альтернативой «реальному» образованию, однако из изложенного следует, что обеспечить хорошее дистанционное образование далеко не так просто, как кажется: разработать хороший курс сложно и дорого, а поддерживать его при большом числе активно обучающихся может оказаться вообще невозможным: что бы делал Максим и все мы, если бы пришлось проверять задания от 45 тысяч слушателей? Если же подходить к обучению «попроще», то обучать можно сколько угодно слушателей.

Опыт моих знакомых, достаточно молодых талантливых людей, один из которых по-настоящему обучался машинному обучению, а второй – финансовой математике, свидетельствует о том, что каждый из таких курсов стоит очень дорого и проходит практически индивидуально.

И помните, что ученики Ландау, сдававшие его теорминимум, как-то обходились без дистанционного обучения, а, по мнению Татьяны Черниговской (д.б.н., проф. СПбГУ, специалист в области психолингвистики и нейролингвистики. – ред.), «онлайн-курсы, хотя и являются отличной вещью, могут быть полезны лишь в качестве дополнительного образования, но учиться необходимо по-прежнему у конкретных людей – личностей, которых никакой онлайн-курс никогда не заменит».

Об авторе: Анатолий Абрамович Шалыто, профессор Университета ИТМО