Затянувшийся мировой экономический кризис заставляет европейских политиков по-новому взглянуть на «прозрачность» работы американских интернет-гигантов в Европе и американскую гегемонию в Интернете.
Британские политики первыми заподозрили Facebook в уклонении от уплаты налогов. Согласно информации издания The Guardian социальная сеть отчиталась о доходах в Великобритании в 2011 году в 20,4 миллиона фунтов. В то же время опрошенные газетой британские эксперты оценили доход Facebook в этой стране в 175 миллионов фунтов. А это значит, что перечисленные за интернет-рекламу налоги в размере 238 тысяч фунтов составляют всего лишь 11 процентов от того, что она должна была заплатить.
Для ухода от налогов Facebook регистрировала значительную части сделок в Ирландии. По информации издания «The Independent» такой схемой пользуются и другие американские компании, такие как Apple, Amazon, Google и Ebay, регистрирующих сделки в Пуэрто-Рико, Ирландии, Сингапуре или на Бермудских островах. Эксперты оценивают потери европейских стран от такой «уловки» в несколько миллиардов евро.
Очередной шаг в сторону изменения ситуации сделал французский президент Франсуа Олланд. По результатам исследования, проведённого по его поручению, для Интернет-компаний, предлагающих пользователям создавать профиль и использующих затем данные профиля для коммерческой рекламы, планируется ввести налог.
Персональные данные «имеют уникальное значение, которое практически не отражено ни в экономике, ни в официальной статистике», говорится в 200-страничном исследовании. Личные данные и связанные с ними возможности для бизнеса является «сырьем» для цифровой экономики. Поэтому целесообразно взимать за него налог по аналогии с налогом на выброс углекислого газа.
В исследовании дается принципиальный анализ возможностей, как противостоять «уклонению от уплаты налогов» сетевых гигантов, а также их национальными бюро во Франции. Предполагается, что налог будет взиматься, начиная с определённого объёма пользовательских данных, чтобы не спровоцировать проблемы для небольших французских интернет-компаний.
Напомним, что давление на интернет-гиганты усилилось после того, сеть американских кофеен Starbucks согласилась с подобными претензиями Британских властей и обязалась доплатить 20 миллионов фунтов налогов. Однако на те же претензии к интернет-поисковику «Google» председатель совета директоров компании Эрик Шмидт заявил, что «очень гордится» налоговой структурой компании и впредь намерен использовать эту законную схему уплаты налогов».
Эксперты связывают такую несговорчивость с доминирующим положением американских компаний на рынке и тем, что «де факто» Интернет регулируются властями США. Таким образом, зарабатывая на пользователях других стран миллиарды долларов и ничего не платя в бюджеты стран этих граждан, американцы создали себе электронную офшорную зону во всём мире и чутко стоят на её защите. Видимо поэтому США так ревностно охраняют Интернет от попыток ряда стран, включая Россию, получить право на управление национальным сегментом сети. Именно это в очередной раз было доказано на прошедшей в Дубае в конце прошлого года Всемирной конференции по международной электросвязи, когда целый ряд стран попытались изменить регламент управления сетью (Ссылка на статью).
—
Google зарабатывает на рекламе по всему миру около 30 миллиардов долларов США в год, из которых от 1,5 до 2 млрд. евро приходится на Францию. Количество интернет-пользователей в России (67 млн. ) превышает аналогичный показатель во Франции (52 млн. – по данным Internet World Stats на май 2012 года). Только по официальным данным объём внутренней экономики Рунета составляет 550 миллиардов рублей в год или 13 миллиардов евро (по информации РАЭК).
Иронично!
Да, ладно!