Электронная зачётка и диплом – заместитель главы Минобра назвал перспективные направления внедрения цифровых технологий в вузах

424

На образовательном интенсиве «Остров 10-22» заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Солодовников представил основные подходы к созданию цифровой платформы образования, сообщается на сайте министерства в пятницу.

К разработке единой централизованной платформы, по словам Солодовникова, могут подключиться вузы и другие образовательные организации.

«Мы не собираемся монополизировать рынок, это очень важно. Это будут гранты, поэтому любое образовательное учреждение сможет поучаствовать в конкурсе и получить право стать разработчиком платформы», – отметил замминистра.

Министерство организует несколько конкурсов, в которых могут участвовать все бюджетные образовательные некоммерческие учреждения. Победители получат гранты в размере от 107 до 180 миллионов рублей, сказал Солодовников в интервью «Информбюро 20.35» и телеграм-каналу «Научно-образовательная политика».

В качестве принципов проектирования цифровой платформы образования он назвал:

  • унификацию и технологии цифровых образовательных продуктов,
  • открытую платформу и построение экосистемы разработчиков,
  • применение микросервисной архитектуры,
  • унификацию каналов взаимодействия с получателями цифровых образовательных продуктов,
  • партнёрство для совместного развития платформы,
  • мобильное и безбумажное взаимодействие,
  • применение искусственного интеллекта и фабрик данных,
  • цифровая лаборатория для быстрой разработки и модернизации цифровых образовательных продуктов.

По словам Дениса Солодовникова, к концу 2024 года 20% студентов будут осваивать отдельные курсы и дисциплины, в том числе онлайн, с использованием ресурсов образовательных организаций и университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню. Такой KPI поставили в Минобрнауки.

«По ряду специальностей через какое-то время мы можем полностью уйти в онлайн. Конечно, есть специальности, программы обучения, которые не предполагают заочного обучения в принципе, например, творческие или инженерные специальности, где необходимы лабораторные работы и контакт с преподавателем», — сказал он.

По ряду направлений можно экспериментировать уже сейчас. Это финансисты, экономисты, юристы и некоторые другие специальности. Все технологии для перевода обучения целиком в онлайн и соответствующий контент уже готовы. «Единственный вопрос, который нам осталось решить, касается создания эффективной финансовой модели для вузов. Также мы начинаем экспериментировать со смарт-контрактами, биометрическими технологиями, всем, что касается идентификации», — отметил Солодовников.

Перспективными направлениями внедрения цифровых технологий в высшем образовании, по мнению замминистра, могут стать электронные студенческие билеты, электронная зачётная книжка, электронный документ об образовании, смарт-контракты и зачет учебных дисциплин, изученных в различных образовательных учреждениях онлайн.

«Бумажный диплом давно уже потерял свою актуальность, поскольку бланки легко подделываются, а все необходимые данные хранятся в Рособрнадзоре, где их всегда можно запросить. То же самое касается и вполне прикладных сервисов типа электронной зачётки. Школьный дневник давно уже представлен в электронном виде. В вузах ситуация ровно такая же: основная масса данных находится в электронных сервисах. Мы можем легко ведомственным приказом эту ситуацию изменить и убрать бумагу из оборота», — отметил замминистра.

См. Концепцию создания Единой цифровой платформы науки и высшего образования Минобрнауки России >>