Экспертный центр электронного государства определил приоритетные задачи региональной информатизации в России

    22 ноября 2012 года результаты первого в России краудсорсинг-проекта по выбору приоритетов применения информационных технологий для улучшения качества жизни россиян представлены Экспертным центром электронного государства.

    Общественное обсуждение проводилось в октябре – ноябре 2012 с участием более 600 экспертов, среди которых представители высших исполнительных органов субъектов РФ, руководители и сотрудники региональных органов власти, органов местного самоуправления, представители российского ИТ сообщества и общественности.

    Впервые за точку отсчета определения приоритетов были взяты интересы потребителей государственных сервисов – россиян. В итоге на предварительном этапе эксперты выделили 6 приоритетных направлений: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная поддержка, безопасность и регистрация граждан.

    Рейтинг (топ-20) востребованности электронных государственных сервисов, по словам руководителя Экспертного центра электронного государства Павла Хилова, возглавила услуга электронной записи к врачу, которая была отмечена практически всеми экспертами. Второе и третье место в рейтинге эксперты разделили между сервисом по предоставлению доступа к информации о тарифах потребленных жилищно-коммунальных услугах и электронной услуги по записи на зачисление в детские сады и школы (полный перечень сервисов приведен в приложении к пресс-релизу). Эксперты, среди которых директор по информационным технологиям Уральского федерального университета имени Ельцина Ирина Богданович, директор департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа Андрей Бородин, а также руководитель Комитета информатизации и связи Республики Коми Александр Селютин, принявшие участие в пресс-конференции, предложат эти сервисы к внедрению в своих регионах уже в самое ближайшее время.

    Одновременно экспертами был предложен революционный переход от заявительного к уведомительному подходу при оказании государственных услуг, — когда государство заблаговременно уведомляет определенный круг граждан, имеющих право на обращение за получением государственной и муниципальной услуги, о возможности ее получения.

    Участники исследования нашли и универсальный «рецепт» для эффективной реализации предлагаемых приоритетов в масштабах страны: в первую очередь создавать вертикально-интегрированные отраслевые информационные системы, такие как, например, единая медицинская информационная система, а также принять на федеральном уровне единые государственные стандарты и требования к информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных сервисов.

    Обобщенные результаты исследования будут направлены в Администрацию Президента РФ и Аппарат Правительства РФ. Кроме того, сформированные приоритеты будут представлены главам субъектов Российской Федерации в ходе выездных совещаний, первое из которых пройдет в Новосибирске 30 ноября 2012 года. В нем примут участие вице-губернаторы сибирского и дальневосточного федеральных округов, ответственные за внедрение информационных технологий.