Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» проверил эффективность предоставления услуги электронной записи к врачам на федеральном портале госуслуг и на сайтах органов исполнительной власти регионов. По итогам проверки выяснилось, что сервис работает неудовлетворительно практически на всех уровнях, сообщил сайт Фонда.
Проверка была проведена в восьми регионах России в связи с жалобами граждан на то, что с введением интернет-услуги электронной записи на прием к врачу получить медицинскую помощь стало не легче, а сложнее. Граждане указывают на трудоемкий процесс регистрации на порталах, предоставляющих услуги записи к врачам, а также на отсутствие результата – часто получить электронный талон так и не удается. В то же время отмечены случаи, когда в регистратурах государственных поликлиник отказывались выдавать талоны, адресуя к сайту госуслуг или к единому номеру телефона для записи к врачу. При этом на региональных сайтах органов исполнительной власти зачастую можно увидеть только список медицинских специалистов и их график – электронная запись к врачу не работает.
Сотрудники Фонда предприняли попытки записаться к врачам через Интернет в поликлиники Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тульской, Новосибирской, Рязанской областей, а также Башкортостана и Карелии. Для этого они использовали как федеральный портал, так и региональные сайты с данной услугой. Однако удалось записаться на прием только на региональном интернет-портале Карелии.
В частности, при записи к врачам детской поликлиники №70 в Южном административном округе Москвы система постоянно выдавала ошибку. А по единому телефонному номеру ответили, что операторам недоступно расписание врачей, и порекомендовали уточнить часы их работы в поликлинике. Попытки записаться на прием в некоторых детских поликлиниках Москвы также не увенчались успехом.
К тому же успешно пройденная электронная запись к врачу не является гарантией того, что прием состоится, поскольку информация на сайтах своевременно не обновляется, например, при уходе врача в отпуск, на больничный или при увольнении. Так, на портале госуслуг в списке работающих числилась участковый педиатр московской детской поликлиники №144, которая более месяца как находится в декрете.
Электронную запись к врачу предполагалось проводить централизовано через единый портал – Федеральную электронную регистратуру (ФЭР), но это так и не сделано, хотя согласно «дорожной карте» по ФЭР сервисы электронной и телефонной записи к врачу во всех субъектах РФ должны были заработать до 1 декабря 2012 года, отмечают эксперты Фонда.
«ФЭР не работает должным образом, несмотря на то что уже во второй раз сменился программный продукт. Большинство регионов не выгружают расписания своих врачей на сайт госуслуг. При этом в информатизацию здравоохранения с 2011 по 2013 год было вложено более 31 млрд руб., а эффекта мы не видим. Результаты проведенного нами мониторинга мы передаем в Минздрав с целью предпринять все необходимые меры для исправления ситуации», – отметил директор Фонда, замруководителя Федерального центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России Эдуард Гаврилов.
Он подчеркнул, что одна из причин неудовлетворительной работы системы электронной записи в медучреждения – нарастающий дефицит медицинских кадров. На конец 2013 года численность врачей в стране по сравнению с 2012 годом сократилась более чем на 7 тыс. человек и составила 587,5 тыс. человек против 594,7 тысяч. А в первом полугодии 2014 года численность врачей по сравнению с концом прошлого года сократилась на уже 13,1 тыс. человек (на 2,3%).
«В этих условиях никакая электронная система не гарантирует должного уровня доступности медицинского обслуживания. Минздрав должен предложить пути и механизмы обеспечения соответствия между количеством населения отдельных территорий и числом работающих на них врачей. Число врачей в поликлиниках должно соответствовать потребностям населения в медпомощи», – заключил Эдуард Гаврилов.