Зелёная метка капитана Воложа

Основатель и основной акционер «Яндекса» ушёл с должности гендиректора.

Пресс-служба повторяет сказанное Воложем «Форбсу»: всё хорошо, всё по-прежнему, Аркадий Юрьевич на посту и продолжит развивать бизнес, только не будет больше заниматься всякой операционной ерундой, а сосредоточится на стратегии и «бизнес-моделях». Попытки разговорить пресс-службу вопросами вроде «а кто будет представлять «Яндекс» перед государством, если, не дай Бог, что-то случится – неужто не Волож?» не проходят: отвечают уклончиво, дескать, разговаривать будет специально обученный GR-директор. Ну, правильно, не 90-е же годы, публичная компания, чего зря болтать.

Событие, однако, заслуживает того, чтобы официальным объяснением не удовлетвориться.

Интерпретировать случившееся можно несколькими способами.

  1. Может, всё так и есть, и Аркадий Волож действительно сосредоточится на «стратегии развития бизнеса», который расползается в какие-то «незнакомые среды» вроде частного извоза, т.е. «Яндекс.Такси». Это не выдумка, гендир прямо так «Форбсу» и сказал.
  2. Волож уходит на пенсию. Поколение советских инженеров, создавшее в начале 90-х отечественную IT-индустрию, постепенно уходит на относительный покой. Если бы не 2008-й год, обессмысливший не одно IPO, почётных пенсионеров от IT в России было бы заметно больше. Об IPO и наёмном менеджменте говорит, что показательно, даже Борис Нуралиев, без которого «1С» и вообразить-то нельзя (странное совпадение – именно сегодня в соцсетях активизировалась тема IPO «1С»). «Яндекс» IPO прошёл, и Воложу ничто не мешает отойти от дел, хотя он среди индустриальных отцов-основателей далеко не самый старый.
  3. Нежелание лично работать с государством российским. Не всегда изящные попытки последнего повлиять на «Яндекс» (вспомним, как его акциям пришлось отыгрывать падение после слов Владимира Путина о западном влиянии, которому подвержена компания, или депутатский запрос в генпрокуратуру на предмет того, не является ли «Яндекс» СМИ).
  4.  Полная противоположность версии №1, она же версия №2 в несколько более жёсткой формулировке: Волож не может больше заниматься повзрослевшим, и впрямь расползающимся, непонятно усложняющимся бизнесом. Он за ним просто не успевает.

Версия №1 представляется наименее вероятной. Аркадий Юрьевич сам публично говорил о том, что «Яндекс» зажил самостоятельной жизнью, стал сложен для всеобъемлющего понимания и зависит от сотрудников не в меньшей степени, чем от гендиректора, задача которого состоит в том, в частности, чтобы им, сотрудникам, не мешать (не дословно, ссылку на это интервью сейчас не найду, но за смысл ручаюсь). Пусть это и не вся правда, но отчасти – правда.

Версия №2 хороша всем, кроме одного: фигура преемника. Финансовый директор в роли генерального – это, по Ашманову, «патологоанатом бизнеса» (Ашманов говорил это не сейчас, а в связи с «Рамблером», где финдиректор стал главным в 2009 году, да и до него компанией руководили не инженеры). Причём речь о патологической анатомии любого бизнеса, и особенно инновационного, где всё случается быстро и непредсказуемо, где MBA-методы руководства совершенно недостаточны, где надо быть сразу перфекционистом, инженером и визионером.

Случаи, подобные рассматриваемому, бывали – основатель инновационной компании уходил, оставаясь формально при деле на специально придуманной должности. Взять хотя бы Билла Гейтса. Но принимал руководство соратник, а наёмный новичок менял соратника спустя ещё лет пять – как это в случае с Microsoft и было. Не хотите сравнений с Microsoft – ладно, давайте вспомним отошедшего от дел в ABBYY Давида Яна и Сергея Андреева. Увидим примерно то же самое.

Версия №3, понятно, отдаёт конспирологией. А что у нас ею не отдаёт?

Аркадий Волож был одним из участников встречи IT-бизнесменов с Владимиром Путиным в апреле 2001 года. Почти всех, кто тогда ходил в Кремль, я потом расспрашивал о впечатлениях. У Воложа оно было такое: как только президент понял, что больших денег в этой индустрии нет, он заметно охладел к теме.

Теперь большие деньги в IT если есть, то именно у «Яндекса», а главное, у «Яндекса» есть влияние на умы и настроения граждан. «Яндекс», конечно, ни разу не СМИ,  но по силе информационного воздействия сравним только с телевизором. Есть, согласитесь, все основания избегать как царского гнева, так и царской, что менее вероятно, любви.

С новым назначением «Яндекс» в России, увы, становится чуть менее похожим на себя и чуть более – на Google. Формально руководитель «Яндекса» будет посредником, буфером между государством и владельцами.

Версию №4 обсуждать не будем как тривиальную, заметим только, что она добавляет вероятности версии №2, «пенсионной».

Оставив в стороне мотивы, по которым уходит Аркадий Волож, мы вправе допустить: назначение финдиректора означает, что компания окончательно превращается в машину для производства прибыли, что в успешном инновационном бизнесе никогда не бывает самоцелью и всегда достигается как побочный результат создания чего-то нового и полезного.

Следовательно, «Яндекс» намерен действовать под девизом «меньше инноваций, больше денег». Волож сам себе прислал зелёную метку, и команда выбрала нового правильного капитана.

P.S. Если вы а) дочитали до этого места и б) работаете в «Яндексе»: пожалуйста, скажите Шульгину, пусть вернёт на стартовую страницу ссылку на расширенный поиск. Этим он проявит похвальную заботу о людях и докажет приверженность историческим ценностям компании.