Законопроект об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций принят в III чтении

Госдума приняла в среду в третьем окончательном чтении законопроект об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций.

Основная цель законопроекта – создание правовых условий для ускоренного появления и внедрения новых продуктов и услуг в сферах применения цифровых инноваций с использованием таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, распределённый реестр (блокчейн), нейротехнологии, квантовые технологии и прочих по перечню, определяемому правительством РФ.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие по поводу внедрения цифровых инноваций.

Во втором чтении документ, напомним, был принят во вторник, предварительно законопроект был существенно доработан.

Одним из важных дополнений стал п. 3 статьи 5. Сформулированный так: «Положения программы экспериментального правового режима, устанавливающие условия экспериментального правового режима, могут исключать или изменять действие положений федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено соответствующим федеральным законом».

Минэкономразвития заранее предлагает игнорировать закон о персональных данных

К ещё не подписанному президентом закону об экспериментальных правовых режимах Минэкономразвития уже подготовило новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (в части развития технологий искусственного интеллекта и больших данных), который предусматривает возможность «игнорировать» ряд положений закона о персональных данных.

«В соответствии с законопроектом об экспериментальных правовых режимах в программе экспериментального правового режима, утверждаемой Правительством Российской Федерации, будет определён перечень изъятий из законодательных актов Российской Федерации. Вместе с тем в целях учёта принципов делегирования законодательных полномочий Правительству Российской Федерации в отраслевых федеральных законах должны быть предусмотрены возможности установления изъятий из соответствующих федеральных законов (курсив наш – ред.)», - сказано в пояснительной записке Минэкономразвития.

Далее авторы законопроекта пишут буквально следующее. Поскольку программное обеспечение медицинской аппаратуры, ИИ в том числе, есть медицинское изделие, ему (программному обеспечению) так или иначе придётся иметь дело с данными пациентов. В следующей фразе Минэкономразвития заявляет: а раз так, то и разработчикам (!) медицинских изделий нужен доступ к данным пациентов. Но вот беда, «получение множества согласий в условиях необходимости анализа данных тысяч пациентов создаёт неприемлемые для разработчиков издержки», а это, в свою очередь, тормозит развитие отрасли и не позволяет совершить качественный прорыв в эффективности системы здравоохранения».

Отсюда, по логике Минэкономразвития, вытекает необходимость «ограниченного и контролируемого изъятия отдельных требований из Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона ‎от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с законопроектом об экспериментальных правовых режимах правительством РФ будет определён перечень изъятий из российских законодательных актов. Перечень изъятий, предлагаемых законопроектом, обусловлен выявлением конкретных требований, препятствующих появлению или апробации соответствующих цифровых инноваций, говорится в пояснительной записке. Изъятия «спроектированы по результатам проработки предложений субъектов предпринимательской деятельности по проведению конкретных экспериментов, направленных на развитие цифровых инновационных технологий».

Месяц назад Минэкономразвития уже представляло законопроект с перечнем изъятий из отдельных требований законодательства по следующим направлениям разработки и апробации цифровых инноваций:

  • медицинская деятельность;
  • телекоммуникации;
  • проектирование, производство и эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, включая беспилотные летательные аппараты, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;
  • применение систем искусственного интеллекта при предоставлении услуг.