За плохие госуслуги чиновников Иркутской области будут штрафовать

30 мая Законодательное Собрание (ЗС) Иркутской области будет рассмотрен проект закона, который позволит штрафовать чиновников, некачественно предоставляющих гражданам государственные и муниципальные услуги.

Вчера на заседании комитета по законодательству о государственном строительстве области и местному самоуправлению ЗС законопроект «Об административной ответственности в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг» был рекомендован к принятию в первом чтении.

Как сообщает иркутская газета «Областная»,  законопроект разработан и внесен в региональный парламент областной прокуратурой и не вызвал неприятия ни со стороны главы региона, ни со стороны депутатского корпуса.

В прокуратуре справедливо заметили, что на сегодняшний день административная ответственность за некачественное предоставление государственных услуг накладывается только на должностных лиц в федеральных органах власти, подведомственных им учреждений и многофункциональных центров. В то же время административная ответственность для работников исполнительных органов госвласти области, а также органов местного самоуправления не предусмотрена.
За нарушение порядка и сроков предоставления услуг предложено штрафовать работников государственных и муниципальных органов на сумму от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, а руководителей самих организаций от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Если чиновник потребовал от гражданина документы, которые он не обязан предоставлять, либо оплаты услуг за эти документы, он может быть оштрафован на сумму от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей, а его начальник выплатит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Если чиновники повторно попались на этих нарушениях, то штраф составит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Во втором чтении предполагается детально рассмотреть круг должностных лиц, которые будут вправе выписывать протоколы об административных правонарушениях по этому закону. В данной редакции законопроекта этим правом предлагается наделить аппарат губернатора и правительства Иркутской области.

Однако, как следует из заключения главы региона на этот законопроект, возложение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях на аппарат губернатора и правительство не соответствует функциям и задачам аппарата и не предусматривает механизма реализации соответствующих полномочий». С этим, впрочем, не согласны и в Ассоциации муниципальных образований области. Там предлагают расширить перечень лиц, уполномоченных на составление протоколов. Также в Ассоциации считают завышенными размеры штрафов при повторных нарушениях.

Комментарий Экспертного центра электронного государства

Действительно, в настоящее время административная ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги предусматривается статьей 5.63 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП России) и распространяется только на должностных лиц федерального органа исполнительной власти или иных федеральных организаций, оказывающих государственные  услуги.

Вопрос привлечения к административной ответственности за нарушение порядка предоставления государственных или муниципальных услуг должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также должностных лиц и работников организаций, оказывающих услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями на федеральном уровне не урегулирован.

Указанное обстоятельство связано с тем, что статьями 1.3, 13.1 КоАП России разграничены предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Согласно положениям данных статей, к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления относится к  ведению субъектов Российской Федерации.
Федеральным законодательством определены лишь общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также услуг организаций (глава 2 Закона № 210-ФЗ).

Исходя из этого, определение ответственности за нарушение порядка предоставления государственных или муниципальных услуг, а также услуг организаций установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными нормативными правовыми актами, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день лишь в ряде субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работников многофункциональных центров за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно (Республики Бурятия, Саха (Якутия), Мордовия, Коми, Калмыкия, Челябинская, Ульяновская, Томская, Самарская, Костромская, Калининградская, Волгоградская области).

Вместе с тем в субъектах Российской Федерации при установлении административной ответственности за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг нередки случаи неверного толкования законодательства о государственных и муниципальных услугах, в связи с чем органы прокуратуры вынуждены реагировать на факты превышения полномочий субъекта Российской Федерации в части установления законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку такие действия превышают полномочия субъекта Российской Федерации.

При этом анализ принятых изменений в Кодексы об административных нарушениях субъектов Российской Федерации (далее – КоАП субъекта) говорит об их разнородности. Размеры предусмотренных штрафов также разнятся – минимальные размеры установлены в Ульяновской области от 500 рублей, а в Костромской области и Республике Коми от 3000 рублей.

В целях исключения подобного рода коллизий юридический отдел Экспертного центра электронного государства разработал модельные изменения в Кодекс об административных правонарушениях субъекта Российской Федерации в этой части, которые скоро будут опубликованы на сайте Экспертного центра.