Выполнение 601 указа в Санкт-Петербурге — декабрь 2017
Доклад Санкт-Петербурга (есть в распоряжении D-Russia.ru) о том, как регион ведет работу, направленную на достижение показателя по 601 указу президента. Доклад подготовлен к заседанию подкомиссии по использованию IT при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которое состоится 20 декабря.
В соответствии с указом президента от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.
Правительственной комиссией главам субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить достижение в субъекте значения показателя по итогам 2017 года — не менее 60%.
Согласно исследованиям Росстата, значение показателя в Санкт-Петербурге составляет 40,6% в 2015 году, 49,0% в 2016 году (прирост на 8,4 процентных пункта). В субъекте проживает порядка 5,2 миллиона граждан.
Во исполнение указа президента в Санкт-Петербурге на постоянной основе реализуются комплексные меры, направленные на достижение установленного значения показателя. Работы по достижению планового значения
показателя, осуществляемые правительством Санкт-Петербурга в лице комитета по информатизации и связи (далее — Комитет) при непосредственном участии органов власти, условно можно разделить на три основных блока: мероприятия технического характера, организационные мероприятия и продвижение электронных сервисов и услуг.
В Петербурге предоставление государственных услуг в электронной форме осуществляется посредством портала «Государственные и муниципальные услуги
(функции) в Санкт-Петербурге» (далее — портал госуслуг Санкт-Петербурга, петербургский портал, портал). Петербургский портал разработан Комитетом и подведомственным ему государственным унитарным предприятием «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» и функционирует уже на протяжении 10 лет.
Контент портала постоянно обновляется: в информационном разделе сейчас можно найти более 500 подробных описаний государственных и муниципальных услуг, нормативные правовые акты, сведения об организациях, предоставляющих услуги, и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ), бланки документов. При наполнении портала контентом применяется особый, индивидуальный подход: описания услуг в точности соответствуют административным регламентам, но при этом дополняются краткими версиями описаний, в которых простым для заявителя, не формализованным языком излагаются самые важные аспекты, таким образом, информация подается максимально понятно.
В настоящее время разрабатывается новый упрощенный дизайн карточки услуги на портале, предполагающий использование схем и инфографики. В прошлом году была изменена структура каталога услуг. Анализ поведения пользователей с помощью инструментов «Яндекс.Метрики» позволяет говорить о том, что модифицированный каталог способствует более быстрому поиску информации.
Около 200 услуг сейчас возможно получить в электронной форме, авторизовавшись в Единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА), постоянно ведутся работы по реализации новых, в первую очередь наиболее востребованных электронных услуг, большое внимание уделяется совершенствованию и улучшению уже существующих, в частности за счет сокращения количества заполняемых полей, возможности работы с мобильными устройствами, автозаполнения данных, применения новых технологий при реализации для более быстрой загрузки.
Так, среди наиболее значимых проектов можно отметить запущенный в начале 2016 года пилотный проект по выдаче электронных полисов обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) посредством портала госуслуг Санкт-Петербурга. Этот проект был реализован совместно с комитетом по здравоохранению и территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга. На текущий момент в проекте участвуют уже 73 медицинские организации. В перспективе планируется внедрение услуги во всех медицинских учреждениях города. Также будет расширен и список доступных действий внутри услуги — например, изменение данных полиса ОМС и смена страховой компании в онлайн-режиме. На сегодняшний день этот проект в числе приоритетных, так как услуги по получению полиса ОМС, по записи на прием к врачу являются одними из наиболее востребованных в регионе.
В 2017 году было обеспечено взаимодействие портала с Единой системой строительного комплекса Санкт-Петербурга (далее — ЕССК), реализованы в электронной форме 28 процедур в сфере строительства. Специалисты «Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра» регулярно проводят семинары для представителей строительной отрасли и IT-отделов компаний-застройщиков на тему внедрения ЕССК и взаимодействия ЕССК с программными комплексами строительных организаций, включающие в себя онлайн-демонстрацию последовательности действий на всех этапах заполнения данных и ответы на возникающие вопросы.
Например, раздел «Полезная информация», в котором в числе прочего можно найти ответы на часто задаваемые пользователями вопросы, связанные с использованием портала, и важную информацию о том, какие услуги можно получить различным категориям граждан, регулярно обновляемый новостной раздел и многое другое.
Недавно было проведено расширение платежного раздела – значительно увеличилось количество доступных для заявителей платежей. В настоящее время проводятся работы по изменению структуры раздела, чтобы сделать его еще более удобным для пользователя.
С целью обеспечения единого пространства для доступа как к электронным услугам, так и к услугам МФЦ петербургский портал также является источником информации о центрах «Мои Документы». В частности, пользователи могут найти контактную информацию о центрах, ознакомиться с доступными услугами, с помощью интерактивной карты в режиме реального времени получить данные о загруженности МФЦ. Отсутствие отдельного сайта МФЦ избавляет от необходимости дублирования информации и позволяет жителям города найти все необходимые сведения об услугах и способах их получения на одном ресурсе.
Портал госуслуг Санкт-Петербурга выполнен в кобрендинге с ЕПГУ.
Санкт-Петербург стремится к постоянному взаимодействию с пользователями. На петербургском портале есть возможность подать электронную жалобу в рамках предоставления услуги, реализован сервис оценки качества предоставления услуг, в том числе сразу после подачи электронного заявления, пользователи регулярно принимают участие в онлайн-исследованиях, направленных на оценку их удовлетворенности работой портала госуслуг Санкт-Петербурга и качеством государственных услуг в целом.
Все перечисленные работы приносят ощутимый результат: на данный момент количество посещений портала госуслуг Санкт-Петербурга превысило 91,5 миллиона, а за третий квартал 2017 года через петербургский портал и ведомственные сайты, на которые можно перейти с портала или из каталога государственных сайтов Санкт-Петербурга, было подано более 16 миллионов обращений. Каталог государственных сайтов Санкт-Петербурга позволяет легко перейти на любой государственный ресурс, что обеспечивает единое информационное пространство.
В качестве наиболее популярных электронных услуг можно назвать электронный дневник, запись к врачу, зачисление в детский сад и в школу, а также выдачу ордеров на производство работ, связанных с благоустройством.
Мобильные приложения «Госуслуги Санкт-Петербурга» на платформах Android и iOS также пользуются популярностью — с их помощью можно узнать статус поданного заявления, записаться к врачу, узнать ИНН, найти и оплатить штрафы ГИБДД и счета за коммунальные услуги, проверить номер очереди в детский сад и многое другое.
Комитет предпринимает различные меры для популяризации ЕСИА и электронных услуг, в том числе в сотрудничестве с органами власти и МФЦ. Так, в МФЦ реализована возможность просмотра сотрудниками МФЦ информации о наличии у заявителя учетной записи в ЕСИА при условии осуществления регистрации в МФЦ. Если заявитель не зарегистрирован в ЕСИА, сотрудник МФЦ информирует его о преимуществах регистрации в ЕСИА и предлагает получить логин и пароль в системе.
Совместно с комитетом по образованию проводятся работы по переходу на авторизацию граждан посредством ЕСИА при использовании электронного дневника. Так, с 08.01.2018 авторизация на портале «Петербургское образование» новых пользователей будет возможна исключительно через ЕСИА.
Реализована авторизация с помощью учетной записи ЕСИА и для получения услуг и сервисов на портале службы занятости. Решается вопрос возможности перехода на авторизацию граждан при получении услуги «Запись к врачу» только с помощью ЕСИА, сейчас возможность получения услуги «Запись к врачу» реализована как без авторизации заявителя, так и посредством авторизации в ЕСИА.
Сотрудники СПб ГУП «СПб ИАЦ» также провели обучение интервьюеров Петростата по информированию участников опроса об электронных государственных услугах.
В связи с тем, что показатель определяется по отношению к численности населения региона старше 15 лет, а показатель доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА, определяется по отношению к численности населения региона старше 14 лет, и в соответствии с пунктом 8.25 Плана мероприятий по реализации в 2017-2020 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, комитетом предусмотрена организация мероприятий, направленных на формирование информационной культуры и навыков безопасного использования контента интернет-ресурсов у обучающихся государственных образовательных организаций. На портале госуслуг Санкт-Петербурга доступен информационный раздел для учащихся и их родителей, в котором в простой и понятной форме рассказывается об электронных услугах и ЕСИА. Проводятся различные мероприятия по популяризации городских Интернет-ресурсов и ЕСИА среди школьников, в частности, ежегодный конкурс «IT-школа», участвуя в котором дети и подростки совместно с родителями могут в увлекательной форме узнать об электронных услугах и сервисах.
По согласованию с администрациями районов организуется выезд мобильных МФЦ на территорию предприятия для оказания заинтересованным сотрудникам государственной услуги по регистрации в ЕСИА. Кроме того, на предприятиях проводятся семинары с целью доведения до сотрудников информации о ЕСИА и ее преимуществах. На данный момент такие мероприятия уже проведены на автомобильном заводе Toyota, в компании «Петроэлектросбыт», в федеральном научно-производственном центре «Концерн «Гранит-Электрон» и на государственном унитарном предприятии «Водоканал Санкт-Петербурга», ведутся работы по организации семинаров на заводе им. Козицкого. Также прорабатывается вопрос о размещении мобильных МФЦ в популярных локациях Санкт-Петербурга (возле станций метро с высокой проходимостью, в центральных районах города и т.д.) для регистрации петербуржцев в ЕСИА.
Организована и совместная работа с органами власти в части осуществления оперативного мониторинга достижения показателя. В качестве инструмента проведения мониторинга используется собственное программное решение, обеспечивающее ежеквартальный учет количественных данных по всем способам получения услуг. При этом в отношении услуг, предоставленных в МФЦ и в электронной форме, обеспечивается автоматизированный учет данных, что позволяет обеспечивать высокий уровень корректности и достоверности информации. Кроме того, благодаря интеграции с ГАС «Управление» сведения автоматически передаются на федеральный уровень, что снимает необходимость дублирования ввода данных, минимизирует риск ошибочного подсчета и обеспечивает 100% заполненность данных в ГАС «Управление» для региона.
Следует также отметить, что ежеквартально на основании поступивших данных формируется рейтинг исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по достижению показателя, который публикуется на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга, а также рассматривается на заседаниях комиссии по проведению административной реформы.
Комитет придерживается единого подхода в продвижении портала госуслуг Санкт-Петербурга с учетом основных потребностей аудитории, а также кобрендинга с ЕПГУ. В рамках мероприятий по популяризации Петербургского портала в 2017 году была проведена рекламная кампания, в частности, печатная продукция размещалась в бизнес-центрах города, в вагонах Петербургского метрополитена, были проведены работы по размещению тематических видеоматериалов в общественном транспорте, в ресторанах, бизнес-центрах и кинотеатрах. В настоящее время прорабатывается вопрос о размещении видеороликов на региональных телеканалах. Кроме того, как и в предыдущих годах, в печатных и интернет-изданиях регулярно публиковались статьи о портале госуслуг Санкт-Петербурга.
В 2017 году большое внимание уделялось продвижению в сети Интернет, в частности размещению баннеров и объявлениям в системах контекстной рекламы.
Комитет разработал и обеспечил размещение в помещениях государственных образовательных организаций, государственных учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты и сферы занятости населения Санкт-Петербурга информационных плакатов по вопросам предоставления государственных услуг в электронной форме, направил официальный запрос органы власти о создании тематического раздела, посвященного предоставлению государственных услуг, на официальных сайтах органов власти.
В соответствии с Методическими рекомендациями по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разработанными Минкомсвязью России, на официальных сайтах, информационных стендах в местах ожидания заявителей, официальных сайтах органов власти размещена информация из Репозитория Минкомсвязи России, посвященная государственным услугам, предоставляемым федеральными органами исполнительной власти в электронной форме, и ЕПГУ.
Дополнительно в рамках сотрудничества с МФЦ разрабатывается инфографика по первоочередным жизненным ситуациям, таким как рождение ребенка, приобретение жилья, смена места жительства, выход на пенсию и так далее, для размещения в МФЦ и органах власти. Всего планируется разработка и размещение графических материалов по 12 жизненным ситуациям. Материалы будут содержать информацию об основных услугах, которые можно получить в рамках определенной жизненной ситуации, а также о способах их получения (посредством Портала госуслуг Санкт-Петербурга, МФЦ).
В настоящее время комитетом прорабатываются новые идеи популяризации электронных государственных услуг, в том числе планируемые к реализации в 2018 году, для достижения целевого значения показателя.
Сейчас согласно Правилам запрос может быть подписан простой электронной подписью только в случаях, если содержание услуги не предусматривает выдачу документов или если заявитель должен лично явиться в орган власти для удостоверения личности. Во всех других случаях заявитель должен использовать квалифицированную электронную подпись, что значительно снижает удобство получения услуг. В настоящее время соответствующий проект постановления правительства Российской Федерации размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, после его утверждения можно надеяться на положительную динамику в достижении показателя.
Однако помимо требований к использованию электронной подписи существуют и другие законодательные ограничения. Так, например, при получении многих государственных услуг, и даже при получении услуги в электронной форме заявитель вынужден отдельно самостоятельно запрашивать справку о доходах, что увеличивает время получения услуги и снижает удобство. В связи с этим СанктПетербург считает необходимым повышение приоритета работ, направленных на обеспечение возможности получения соответствующих сведений в электронной форме с использованием каналов межведомственного взаимодействия.
На сегодняшний день развитие системы предоставления электронных услуг в Санкт-Петербурге, к сожалению, опережает возможности применения заявителями данных благ. Несмотря на закрепленную законодательством равнозначность электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью, и бумажных документов, которые заявитель получает при предоставлении услуги, государственные и коммерческие организации, к примеру, банки, все еще не принимают электронные документы. По мнению Санкт-Петербурга, крайне важно принимать меры по обеспечению поддержки прав граждан в части использования электронных документов, например, путем создания специализированного электронного ресурса, где заявители могли бы сообщить о случаях отказа в приеме электронных документов. Практика показывает, что такие методы весьма эффективны.
Примером подобного портала может послужить сайт «Наш Санкт-Петербург», реализованный по инициативе губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, где граждане активно размещают свои жалобы, и власти достаточно оперативно на них реагируют, действительно решая проблемы, а не формально закрывая обращения.
Последняя проблема касается предоставления в электронной форме информационных услуг.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден перечень первоочередных услуг, предоставляемых органами власти в электронном виде. Данный перечень содержит ряд информационных услуг, предполагающих предоставление сведений, содержащихся в сети Интернет в открытом доступе (например, об образовательных программах). Соответственно, при получении гражданами такой информации в электронной форме не требуется авторизация и направление обращения. В связи с этим предлагается оставить в указанном распоряжении и учитывать при подсчете показателя только те информационные услуги, которые предполагают предоставление заявителям узко персонифицированных сведений либо сведений ограниченного доступа.
Согласно материалам к подкомиссии 20 декабря, по доле граждан в субъектах РФ, зарегистрированных в ЕСИА по состоянию на 14 декабря 2017 года, Санкт-Петербург занимает 63 место среди регионов с показателем 46,4%.