Закон Евросоюза о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) вступил в действие во вторник, сообщил сайт Еврокомиссии.
DMA призван «положить конец недобросовестным практикам компаний, которые действуют в качестве «привратников» (gatekeeper) на рынке онлайн-платформ».
Закон определяет, при каких условиях крупная интернет-платформа может быть отнесена к «привратникам». Это цифровые платформы, которые «предоставляют важный канал связи между коммерческими пользователями и потребителями, чьё положение может позволить им действовать в качестве субъектов нормотворчества, приводя таким образом к возникновению ограничивающего фактора» в условиях цифровой экономики.
Чтобы не допустить подобных проблем, DMA установит ряд требований, которые платформам придётся учитывать, включая запрет на определённые виды деятельности для «привратников».
Компании, предоставляющие одно «базовое платформенное решение» или более, прописанное в DMA, причисляются к «привратникам», если отвечают ряду критериев и оказывают услуги посредничества в Интернете — таковы магазины приложений, интернет-поисковики, сервисы соцсетей, некоторые мессенджеры, сервисы доступа к онлайн-видео, виртуальные помощники, браузеры, сервисы облачных вычислений, операционные системы, онлайн-магазины и пр.
В документе прописаны три основных критерия подпадания компаний под действие закона о цифровых рынках, это:
- размер, который влияет на внутренний рынок (если компания достигает определённых показателей ежегодного товарооборота в рамках европейского экономического пространства и предоставляет базовые платформенные решения по меньшей мере в трёх государствах-членах ЕС);
- контроль важного канала связи коммерческих пользователей с конечными потребителями (если компания ежемесячно предоставляет в ЕС «базовую платформенную услугу» более чем 45 миллионам активных конечных пользователей и более чем 10 тысячам активных коммерческих пользователей из ЕС ежегодно);
- прочная, долговременная позиция (в случае, если компания отвечает второму критерию в течение последних трёх лет).
Закон содержит список того, что позволено и запрещено «привратникам». Цель ограничений – обеспечить справедливость и открытость цифровых рынков.
Применять закон в ЕС начнут через шесть месяцев со дня вступления в силу, то есть со 2 мая 2023. После, в течение двух месяцев, к 3 июля 2023, потенциальные «привратники» должны будут уведомить о своих базовых платформенных услугах Еврокомиссию, если они подпадают под критерии DMA.
После получения уведомления Еврокомиссия в течение 45 рабочих дней должна будет провести анализ предоставленных данных и решить, подпадает ли компания под критерии и стоит ли её причислять к «привратникам». Таким компаниям отведут полгода на то, чтобы выполнить требования DMA, самое позднее – к 6 марта 2024.
См. также: Европейский совет одобрил закон о цифровых услугах DSA >>>