Встреча президента РФ с главой Роскомнадзора: организация должна охранять права граждан в Сети

Владимир Путин встретился с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Андреем Липовым, сообщает сайт Кремля в понедельник.

Обсуждались вопросы безопасности персональных данных (ПД) граждан РФ, в том числе биометрических; защиты граждан РФ от противоправной информации; качества и надёжности систем связи.

По словам Липова, в стране «примерно 5 миллионов обработчиков персональных данных, в основном это коммерческие организации. Низкие штрафы – не более 75 тысяч рублей – за утечку персональных данных и «очень маленький» срок давности для дел об утечке не позволяют контролировать безопасность ПД.

По действующему законодательству Роскомнадзор также не может проследить всю цепочку, по которой обработчики ПД передают их друг другу – проверке подлежит только одна организация. Между тем, проблема безопасности ПД обостряется, в 2019 году поступило 43 тысячи жалоб граждан – рост за год на 20%.

Глава Роскомнадзора предлагает «подумать вместе с законодателями о том, чтобы получить право инструментального контроля» безопасности ПД и их незаконного распространения, поскольку вручную делать эту работу неэффективно, или вообще невозможно – из-за трудоёмкости.

Отдельно Липов отметил трансграничную передачу ПД из России, сославшись на решение европейского суда об отказе от так называемого Privacy Shield – соглашения с США, которое позволяло американским компаниям передавать ПД европейцев за границу. Роскомнадзор следит за развитием европейских событий, возможно, опыт ЕС можно будет использовать в России.

В соответствии со 108-й Конвенцией об автоматизированной обработке данных, протокол изменений которой (изменены положения по защите персональных данных – ред.) подписан Россией в 2018 году, государство вправе определять другие страны, в которых ненадлежащим образом обрабатываются персональные данные. «Мы бы …хотели эту компетенцию за Роскомнадзором закрепить, – сказал Липов президенту. – То есть у нас [если] …личные данные попали в Интернет, …они признаются так называемыми общедоступными данными. Многие люди не заслужили такого отношения, потому что зачастую мы не можем фейковый аккаунт какого-то известного человека закрыть просто так, потому что они говорят: «Посмотрите своё законодательство, у вас это общедоступные данные».

В 2019 году имели место 58 тысяч судебных решений по поводу удаления из Интернета данных, публикацию которых истцы считали незаконной. Необходим более эффективный по сравнению с судебным разбирательством механизм разрешения таких ситуаций.

Обсуждались также биометрические данные, «от которых мы можем отказаться всего лишь один раз в жизни – в конце её», по словам руководителя Роскомнадзора. Здесь много принципиальных проблем: «…Последствия обработки биометрических данных нам ещё до конца не известны. Например, радужная оболочка глаза говорит обо всех болезнях человека. Если она используется для идентификации, то как она может быть потом переиспользована без ведома человека, мы ещё не знаем».

Говоря о противоправной информации, Липов сообщил, что с 2012 года, когда был принят соответствующий закон, удалено более 1,5 миллиона материалов. Наблюдается их интенсивный рост. В 2019 году удалена 531 тысяча таких материалов. Это пропаганда суицида, детская порнография, информация о распространении и пропаганде наркотиков. Но 208 тысяч из 531– это материалы экстремистских и террористических организаций, что Роскомнадзор считает «основным вызовом …с точки зрения работы по запрещённому контенту в сети Интернет».

Интернет стал основной средой распространения противоправной информации. Число жалоб на такой контент в 2019 году выросло, как и в случае с утечками ПД, на 20%, но в абсолютных числах таких жалоб на порядок больше: 557 тысяч.

Роскомнадзор задействовал 800 человек в круглосуточной работе по выявлению и блокированию противоправной информации. Чтобы в дальнейшем надёжно справиться с угрозой распространения запрещённых материалов, эту работу придётся автоматизировать – за счёт систем искусственного интеллекта, в частности.

Количество жалоб на качество услуг связи, контроль за которыми также входит в компетенцию Роскомнадзора, стабильно и не превышает 30 тысяч в год (28,8 тысячи в 2019 году). Однако во время самоизоляции, когда многие перешли на удалённую работу, число жалоб выросло на 49%. Сети отдельных операторов оказались загружены на 80–90%, что недопустимо – сети связи для надёжной работы должны иметь трёхкратный резерв возможностей.

Справка

Напомним, Андрей Липов был назначен на пост руководителя Роскомнадзора в конце марта 2020.

В Роскомнадзор Липов пришёл из управления президента по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и инфраструктуры связи, которым руководил с 2012 года.

Управление президента по развитию ИКТ и инфраструктуры связи появилось в Администрации президента в июне 2018 года после переименования управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, также были скорректированы функции управления.

До этого Липов с 2008 года работал в департаменте государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи, где последовательно занимал должности заместителя начальника отдела программ развития, начальника отдела информационных технологий, заместителя директора департамента, а с 2010 года – директора департамента.

Прежний руководитель Роскомнадзора Александр Жаров был освобождён от должности по его просьбе 23 марта и на следующий день назначен на должность гендиректора АО «Газпром-Медиа Холдинг».