В Москве прошло заседание Госсовета, посвящённое в том числе предоставлению госуслуг в МФЦ

Владимир Путин назвал принципиальной задачу создания условий, когда граждане могут обратиться в любой МФЦ, независимо от места своего проживания и регистрации. Об этом президент сказал на проходящем в четверг в Кремле совместном заседании Государственного совета и Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России.

Вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры и внедрении механизма оценки их качества стоял первым в повестке заседания. По нему выступал министр экономического развития Максим Орешкин. Его содокладчиком был губернатор Ростовской области Василий Голубев. Доклад и презентация по этому вопросу имеются в распоряжении D-Russia.ru.

«Принципиальная задача – создать условие, чтобы граждане могли обратиться в любой МФЦ, независимо от места своего проживания и регистрации. Это важный шаг к созданию целостной, интегрированной системы предоставления государственных и муниципальных услуг», — сказал Владимир Путин.

Выступление Владимира Путина.

По его словам, сегодня многие люди приходят в многофункциональные центры, где можно оформить сертификат на материнский капитал, свидетельство индивидуального предпринимателя, зарегистрировать собственность, получить другие услуги.

«Этот проект стал успешным, но нельзя останавливаться на том, что сделано. Ведь в некоторых центрах пока ещё сохраняются очереди, как ни странно. Далеко не везде предоставляется полный спектр услуг, а их качество даже в МФЦ не всегда отвечает требованиям, которые люди к ним предъявляют. Обращаю внимание, именно мнение людей, их пожелания и должны стать основой для дальнейшего совершенствования работы многофункциональных центров», — отметил президент.

Максим Орешкин рассказал о системе МФЦ, созданной в России, отметил, что благодаря созданию сети центров только за последние несколько лет среднее время ожидания в очереди за получением госуслуг сократилось в 2,5 раза. «За эти полчаса времени, которые люди стали экономить, если их умножить на 93 миллиона услуг, то общая экономия времени для граждан нашей страны – это более двух миллионов человеко-дней», — сказал министр. Также он рассказал о том, что должно быть сделано для повышения качества обслуживания населения.

«Первое, мы хотим, чтобы центры работали, отталкиваясь не от удобств ведомств и исторически сложившейся практики государственных услуг, а в первую очередь исходя из потребностей конкретного человека. Следующим этапом повышения удобства работы МФЦ станет переход к модели работы от жизненной ситуации, а не от государственной услуги», — пояснил Орешкин.

Во-вторых, необходимо организовать оплату госпошлины через сотрудников МФЦ. Такой законопроект также уже подготовлен, добавил министр. В-третьих, ожидается расширение списка предоставляемых услуг. «Сейчас мы вместе с Налоговой службой работаем над возможностью приёма налоговых деклараций и предоставления других услуг. При этом особое внимание мы уделяем вопросам сохранения налоговой тайны», — рассказал Орешкин. Министр назвал и другие пути улучшения работы МФЦ.

Совместное заседание Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития.

Василий Голубев выступил с предложениями по улучшению системы оценки качества предоставления услуг в МФЦ. Он отметил, что система сейчас активно работает в отношении федеральных услуг, а следует дать гражданам и бизнесу возможность оценивать также качество и региональных, и муниципальных услуг: во многих регионах более 50% объёмов оказанных услуг – это именно услуги регионального и муниципального уровней.

Также система оценки качества услуг должна стать ещё более персонифицированной. Как минимум должна появиться возможность анализа причин низких оценок. Важно точно знать причины неудовлетворённости заявителя – от этого зависит механизм исправления ошибок.

Голубев также поднял вопрос внедрения единых стандартов сервиса многофункциональных центров. «Необходимо максимально конкретно описать, что сотрудник МФЦ должен знать, делать в конкретной ситуации и на каждом этапе взаимодействия с заявителем», — пояснил он.

Связанным с этим является обучение работников МФЦ: сегодня каждый регион занимается этим самостоятельно, однако единых федеральных образовательных стандартов в этой сфере нет. «Целесообразно объединить разрозненные региональные усилия в единую систему подготовки кадров», — сказал Голубев.

Справка

Согласно отчету правительства, по состоянию на 1 марта 2017 года на территории Российской Федерации было создано 2777 МФЦ, 10 214 территориально обособленных структурных подразделений, 312 офисов на базе привлекаемых организаций. В них по всей стране работают свыше 33 тысячи универсальных специалистов. Порядка 350 тысяч граждан Российской Федерации в день обращаются в МФЦ за получением консультаций и услуг. В 2016 году в МФЦ оказано более 60 млн услуг.

Самые масштабные сети МФЦ, по данным Минэкономразвития, созданы в Москве, Московской, Ростовской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан.

Самые масштабные сети МФЦ

В МФЦ предоставляется более 30 федеральных услуг и около 150 региональных и муниципальных услуг. Наиболее массовые услуги в МФЦ предоставляют Росреестр и МВД.

Наиболее массовые услуги в МФЦ

44 региона показали высокую эффективность организации МФЦ.

Эффективность МФЦ


Перспективные направления развития МФЦ – расширение услуг, электронное взаимодействие, финансы и мотивация. Это, к примеру, устранение нормативных препятствий для электронного взаимодействия МФЦ с федеральными органами, проведение ежегодного всероссийского конкурса «Лучший МФЦ России», повышение средней зарплаты сотрудников МФЦ и т.д.

Расширение услуг и электронное взаимодействие
Финансы и мотивация

На заседании также были рассмотрены следующие вопросы:

  • О системе независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Докладчики: министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин, губернатор Псковской области Андрей Турчак.
  • О решении задач по расселению граждан из аварийного жилищного фонда. Докладчики: министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев.